ВЕРЕЩАГИН, Василий ВЕРЕЩАГИН, Василий. Двери Тамерлана. 1872-1873 гг. ВЕРЕЩАГИН, Василий. Апофеоз войны. 1870-1871 гг. ВЕРЕЩАГИН, Василий. Нападают врасплох. 1871 г. ВЕРЕЩАГИН, Василий. Торжествуют. 1872 г. ВЕРЕЩАГИН, Василий. Смертельно раненный. 1873 г.
ВЕРЕЩАГИН, Василий.
(Vereschagin, Vasily., 1842-1904) русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов. Родился в Череповеце, Новгородская губ., в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Учился в петербургской АХ (вначале у А. Маркова, затем у А. Бейдемана, 1860-1863 гг.), в мастерской Ж. Жерома в Париже (1864-1865 гг.). Самобытное дарование Верещагина впервые проявилось во время его путешествий по Кавказу (1863, 1865 гг.): он создал серию типологических и жанровых зарисовок, посвященных жизни, нравам, обычаям горцев. Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. В 1867-1869 гг. Верещагин добровольно служил в Туркестане, в пограничных войсках, и участвовал в походах под начальством генерала К. Кауфмана. Проявив храбрость при обороне Самарканда, он получил высшую боевую награду - Георгиевский крест. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-1868 и 1869-1870 гг.), в русско-турецкой (1877-1878) и русско-японских (1904-1905 гг.) войнах. По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. В тематических сериях картин "Туркестанская" (1871-1874 гг.), "Балканская" (1877-1878 и 1880-е гг.), на тему Отечественной войны 1812 г. (1887-1904 гг.) и др. Подлинное лицо войны показал Верещагин в картинах "Окружили - преследуют...", "Вошли", "Забытый" (все 1871 г.). Трагическое начало звучало в этих полотнах настолько сильно, что командование туркестанской армии, стараясь оправдаться в глазах общества, выступило против художника с резким осуждением его произведений, столь далеких от парадности академической батальной живописи. В результате Верещагину пришлось собственноручно уничтожить эти картины. Не выдержав травли, открытых обвинений в антипатриотизме, он в 1874 г. принял решение покинуть Россию и уехал в Индию, где прожил почти два года. Художник передал жестокие будни войны, несущей неисчислимые страдания народам ("После неудачи", 1868 г.; "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881 г.), раскрыл тяжесть и героику ратного труда (триптих "На Шипке всё спокойно!", 1878-1879 гг., местонахождение неизвестно); мужество и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками ("Не замай, дай подойти!", 1887-1895 гг.). В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне ("Апофеоз войны", 1870-1871 гг.), обличению феодально-религиозного фанатизма ("Торжествуют", 1872 г.) и колониализма ("Подавление индийского восстания англичанами", ок. 1884 г. местонахождение неизвестно). На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи, имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре ("Всадник-воин в Джайпуре", после 1874-1876 гг., "В горах Алатау", 1869-1870 гг., "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-1876 гг.). В период поездки на Восток (1882-1883, 1883-1985 гг.) он создал новую серию картин - "трилогию казней". В ней представлена историческая ретроспекция различных видов казни, начиная с "Распятия на кресте во времена владычества римлян", через "Казнь из пушек в Британской Индии" и кончая "Казнью заговорщиков в России", где изображена сцена повешения народников-террористов. Кроме этой мрачной серии, будучи в Палестине, художник создал ряд картин на евангельские сюжеты. Написанные им иконы до сих пор украшают белый мраморный иконостас церкви Святой Марии Магдалины в Гефсимании. В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто - с яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академии, живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874 г., Петербург, и др.), Западной Европе, Америке. Пользовавшиеся горячим одобрением демократической общественности, они, как и всё творчество Верещагин, подвергались постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и др. стран. Художник был и одаренным литератором, автором книги "На войне в Азии и Европе. Воспоминания художника Верещагина." (1894 г.); большой интерес представляют также его "Избранные письма" (переизданы в 1981 г.) и др. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Погиб близ Порт-Артура при взрыве броненосца "Петропавловск". В Череповце существует Дом-музей Верещагина.