БАЖЕНОВ, Василий БАЖЕНОВ, Василий. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве. Фрагмент. 1773 г.
БАЖЕНОВ, Василий.
(Bajenov, Vasiliy., 1737-1799) русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в с. Дольское, близ Малоярославца, В семье дьяка (когда мальчику было лишь три месяца, его родители переехали в Москву). Учился: в Москве у Д. Ухтомского (1753-1755 гг.) и в Московском университете (1755 гг.); в Петербурге - у С. Чевакинского (с 1756 г.), в АХ (1758-1760 гг.) у А. Кокоринова и Ж. Валлен-Деламота; как пенсионер петербургской АХ - в Школе изящных искусств в Париже (1760-1762 гг.) у Ш. де Вайи. В 1762-1764 гг. посетил Италию, где был избран профессором Академии Св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 г. академик, в 1799 г. вице-президент петербургской АХ. Баженов первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767-1775 гг.) дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773 г.; деревянная модель) на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля. В 1775 г. воплощение проекта было прервано из-за нежелания Екатерины II возвеличивать Москву. В Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II , на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели была им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Это явилось для Баженов тяжёлым ударом. Баженов не получил другого назначения, и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сношениями с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу o выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу. Но частично свои градостроительные идеи Баженову удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (1784-1786 гг.). Баженов перерабатывает традиционную схему застройки усадьбы, ставя в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное увенчанное бельведером здание и связанные с ним флигеля (которые в других постройках обычно выступают вперёд), что придаёт застройке городской облик. Вместо курдонёра (парадного двора) создан сад; главный вход помещен со стороны небольшого двора с парадными воротами, которому придан характер курдонёра с воронкообразно раскрывающимся пространством. Дом Пашкова не только достойно соседствовал с Кремлём, но и определил масштаб трёх улиц, на которые выходят его фасады. В доме Пашкова, как и в других московских постройках Баженова (дом Долгова на 1-й Мещанской, ныне проспекте Мира, 1770 г.; колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих на Б. Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой, ныне ул. Кирова, 1780-е гг.), праздничное богатство пластической разработки фасадов сочетается с гармонически ясной и логически продуманной соразмерностью всех частей здания. Благодаря мастерскому использованию цвета и фактуры материалов (камня, штукатурки, гипса) возникают утончённая живописность, сложная игра света и тени. Увлечение псевдоготикой, характерное для ряда архитекторов 2-й половине XVIII в. и впервые проявившееся у Баженова в увеселительных строениях на Ходынском поле в Москве (1774-1775 гг.), вскоре перерастает в поиски им нового стиля; в архитектуре романтического по духу садово-паркового ансамбля в Царицыне (1775-1785 гг.), а также усадебной церкви в Быкове под Москвой (1782-1789 гг.) фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями. В планировке Царицына с её элементами классицистической чёткости тонко учтен рельеф местности: здания живописно расположены на разных уровнях. Белокаменный псевдоготический декор, зрительно облегчающий и пластически обогащающий сооружения из красного кирпича, придаёт им приветливость и нарядность; сочетание сложных по конфигурации помещений создаёт неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного помещения в др. Постройки в Царицыне остались незавершёнными, поскольку Екатерина II враждебно отнеслась к ним при их осмотре на месте. В проекте Михайловского замка в Петербурге (1792-1796 гг.), создавая по воле Павла I комплекс, отделённый каналами от города, Баженов всё же сумел связать замок с городом, вынеся павильоны на линию Инженерной улицы. Баженов одним из первых преодолел ограниченность теорий классицизма и дал высокую оценку отдельным памятникам средневекового зодчества, постоянно акцентировал историческое значение и общественное призвание русской архитектуры. Баженов оставил целый ряд художественно-теоретических текстов (полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия, напечатанный в 1790-1797 гг. в Петербурге, в типографии Императорской Академии Художеств; Слово на заложение Кремлевского дворца и др.). Умер Баженов в Петербурге.