РЁРИХ, Николай РЁРИХ, Николай. Мадонна Орифламма. 1932 г.
РЁРИХ, Николай.
(Rerikh, Nikolay., 1874-1947) русский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, общественный деятель. Родился в семье нотариуса в Петербурге. Предки Рёриха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII в. Отец, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые. Учился Рёрих в Петербурге в АХ (1893-1897 гг.) у А. Куинджи и одновременно на юридическом факультете в университете, прослушал курс историко-филологического факультета. Совершенствовался в живописи в студии Ф. Кормона в Париже(1900-1901 гг.). Секретарь общества поощрения художеств (с 1901 г.) и директор Рисовальной школы при нём (1906-1918 гг.). Действительный член петербургской АХ (с 1909 г.). Член объединения "Мир искусства" (председатель в 1910-1919 гг.). С конца 1890-х гг. характер творчества Рёрих во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой славянской и скандинавской старине. Истоки художественного метода Рёрих - постижение истории в неразрывной связи с вечной природой - ощутимы уже в его ранней работе "Гонец" ("Восста род на род"; 1897 г.), открывающей цикл "Начало Руси. Славяне". В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произведений ("Заморские гости", 1901 г.; "Город строят", 1902 г.) сменяется стремлением Рёриха осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, представить основные вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой "космической" эволюции ("Небесный бой"; "Знамение", 1915 г.). Зрелой (с середины 1910-х гг.) манере Рёриха, впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие "модерна" (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также византийского и древнерусского искусства (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт символизма, напряжённая эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств - чёткость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 г. Рёрих писал темперой; с 1920-х гг. - преимущественно синтетическими красками). К 1910-м гг. также относятся работы Рёрих в области театрально-декорационной живописи (оформление балета "Весна священная" И. Стравинского, 1913 г., оперы "Князь Игорь" А. Бородина, 1914 г., - в Русских сезонах С. Дягилева) и монументального искусства (эскизы для церковных росписей и мозаик, например в церкви святого Духа в Талашкине, 1914 г., а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках). После Октябрьской революции у Рёриха устанавливается достаточно сложное и противоречивое отношение к новой власти. С одной стороны, он резко осуждает революционное насилие и вандализм, с другой стороны принимает все случившее с Россией как знамение исторических судеб, неизбежную мировую катастрофу и стремится наладить сотрудничество с большевиками. С 1918 г. Рёрих жил за рубежом (в начале 1920-х гг. в основном - в США; с 1923 г. с перерывами, а с 1936 г. постоянно - в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (1924-1928 и 1934-1935 гг.) по Центральной и Восточной Азии. Особенно ценна по собранным археологическим и этнографическим материалам была 1-я экспедиция (совместно с женой Е. Рёрих и сыном Ю. Рёрихом), дважды пересекшая Центральную Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к озерам Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926 г.) посетил Москву, а также Алтай. Центром изучения археологических и этнографических материалов в 1929-1942 гг. являлся институт гималайских исследований ("Урусвати"), основанный Рёрихом в Нагаре совместно с сыном Ю. Рёрихом. Для живописи Рёриха 1920-1940-х гг. (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции) характерны эпическое звучание, величественность и романтическая приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов ("Гуга Чохан", 1931 г.; "Знаки Гэсера", 1940 г.; "Гималаи. Нанда-Деви", 1941 г.; "Тибет. Монастырь", 1942 г.; "Помни", 1945 г.). Произведения Рёриха, созданные в Индии, чрезвычайно разнообразны. В 1920-е гг. он работает над циклом, непосредственно связанным с изучением древней восточной философии и проблем этики. Рерих создает образы тех, кого считал проповедниками вечных норм нравственности - Магомета, Будды, Христа, философов Конфуция, Лао-цзы и других. К этой серии близки религиозные картины - "Сострадание", "Мадонна труда". Особое место занимает полотно "Явление срока". Мастер изобразил гигантскую голову мудреца, придав чертам лица портретное сходство с В. Лениным. С именем вождя русской революции художник связывал мысль об освобождении народов Востока. Некоторым работам Рёриха этого периода присущ усложнённый, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению Рёриха с его близостью к буддийской философии, его утопическим надеждам на глобально-мессианскую роль искусства). С 1920-х гг. Рёрих вёл обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Рёриха в 1954 г. в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). Известны патриотические выступления Рёриха во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Значителен вклад Рёрих в культурное сближение советского и индийского народов. Болезнь не дала Рёриха возможности вернуться на Родину. Умер в Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия. Рёрих создал свыше 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии. Более 400 произведений, исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР. Музей Рёриха был открыт в 1924 г. в Нью-Йорке. В Москве (с 1992 г.) существует Международный Центр Рёрихов.