БУЛЛА, Виктор БУЛЛА, Виктор. Расстрел демонстрации на Невском проспекте в Петрограде 4 июля 1917 г. БУЛЛА, Виктор. Операционная в вагоне поезда во время Русско-Японской войны 1904-1905 гг. БУЛЛА, Виктор. Самолет, врезавшийся в крышу во время показательного полета. 1918 г. БУЛЛА, Виктор. Личный состав бронепоезда № 12. 1919 г. БУЛЛА, Виктор. В. Ленин произносит речь на митинге на пл. Урицкого. Петроград. 1920 г. БУЛЛА, Виктор. Л. Троцкий - Наркомвоенмор. Москва. 1923-1925 гг. БУЛЛА, Виктор. Работницы магазинов откачивают воду из торговых залов после наводнения. 1924 г. БУЛЛА, Виктор. Оборона пионеров. Ленинград. 1937 г.
БУЛЛА, Виктор.
(Bulla, Viktor., 1883-1938) известный российский и советский фотограф, фотожурналист, один из пионеров кинематографии. Родился в Санкт-Петербурге, Российская империя, сын известного официального фотографа русского царя Николая II - Карла Буллы (1853-1929). В 1899 г. окончил Английское училище в Санкт-Петербурге. Фотографическое образование получил в Германии, специализировался как фотопортретист. Начал работать в фотоателье отца вместе с братом Александром (1881-1934), много снимал для периодической печати. Широкая известность пришла Виктору Булле во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Он был призван в армию. Его фронтовые репортажи публиковались в журналах "Нива", "Искры" и перепечатывались всеми издававшимися в то время в России газетами и журналами, а также зарубежными изданиями. Участвовал в битве под Мукденом, в рейде генерала Мищенко и др. ключевых событий войны. Был награждён серебряной медалью "За храбрость" на Георгиевской ленте. В 1910 г. участвовал автопробеге Санкт-Петербург - Неаполь на автомобилях "Руссо-Балт" в составе группы туристов-автомобилистов, направившихся через всю Европу демонстрировать достижения русского автомобилестроения. Его путевые фотографии были опубликованы в журнале "Нива". Совместно с братом Александром в 1909 г. он основал товарищество "Аполлон" по производству и прокату хроникальных и видовых фильмов. За 1909-1911 гг. отснято было 40 картин. В 1911 г. товарищество "Аполлон" передало прокат и продажу фильмов кинопредприятию "Продафильм", которое занималось экранизацией произведений классической литературы. Только за год было отснято более 20 короткометражек. Тогда были экранизированы драма А. Островского "На бойком месте", "Синяя птица" М. Метерлинка и даже сказка "Царевна-лягушка". Снимал революционные события 1917-1918 гг. В эти же годы продолжил работу кинооператора и принял участие в создании документального фильма о Февральской революции 1917 г. ("Хроника революции в Петрограде"). Динамичные и образные кадры фотографа послужили основой для режиссеров С. Эйзенштейна и М. Чиаурели при создании фильмов о революции 1917 г. Карл Булла уехал из России в 1917 г. и братья стали владельцами самых больших по тем временам фотолаборатории и студии в Петрограде. Позже их предприятие национализировали и студия отошла в ведение Ленсовета. Виктор Булла возглавил её и продолжил работу по созданию фотолетописи жизни города. Его фотостудия стала настоящим информационным фотоагентством. Виктор Булла - автор многочисленных портретов В. Ленина, Г. Зиновьева, К. Каменева, И. Сталина и др. советских и партийных деятелей. Самая известная фотография Виктора Буллы - "Расстрел войсками Временного правительства мирной демонстрации на углу Невского проспекта и Садовой улицы. 4 июля 1917 года" (снято с крыши дома №54 по Невскому проспекту). Впервые она была напечатана в московском художественно-литературном журнале "Искры" спустя почти четыре месяца после июльских событий - 22 октября 1917 г. Как гласила подпись в журнале "Искры", на снимке "схвачен самый трагический момент, когда публика, спасая свою жизнь, бросилась врассыпную, а убитые и раненые остались на земле". Эта фотография обошла многие учебники истории. Знаменитый снимок до сих пор входит в мировые фотоантологии как образец репортажной съемки. В 1921 г. он совершил поездку в Баку, на нефтяные промыслы Биби-Эйбат. Работы Виктора Буллы были популярны и востребованы. В 1928 г. состоялась выставка "Советская фотография за 10 лет", на которой Александр и Виктор Булла представили 30 фоторепортажей, превзойдя числом и разнообразием сюжетов остальных участников. Тогда жюри выставки присудило им почётный диплом, что считалось очень высокой наградой. Фотографическое собрание семьи (132 683 негатива, с последующими дополнениями 200 000) Виктор Булла в 1935 г. передал в Архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области. Был женат, имел дочь и сына. Сын Юрий (1919-1941) тоже стал фотографом, работал фотокорреспондентом ленинградской пионерской газеты "Ленинские искры". В 1941 г. погиб (пропал без вести) на Ленинградском фронте. Брат - Александр Булла по обвинению в контрреволюции был сослан на Беломорканал, где скончался в 1934 г. После гибели С. Кирова (1886-1934) все изменилось. Финансовая помощь со стороны государства прекратилась, а тут еще возник конфликт у Виктора Буллы со своим начальником Борткевичем, которые начал писать на него доносы, обвиняя его во всех смертных грехах - во вредительстве, в том, что фотограф сохраняет негативы с портретами "врагов народа" и царских особ, готовит контрреволюционный заговор и т. п. Позже, у Виктора Буллы нашли во время ремонта две спрятанные винтовки, которые и решили судьбу известного фотографа. Виктор Булла был арестован 23 июня 1938 г. и обвинен в шпионаже. Расстрелян 30 октября 1938 г. (Левашово, Ленинград; в возрасте 55 лет). Фотограф был реабилитирован посмертно 7 июля 1958 г. Репрессии в отношении Виктора и Александра, с учётом эмиграции их отца в Эстонию, означали запрет на упоминание фамилии всех Булла где бы то ни было. Их снимки печатались как анонимные или под другими фамилиями, вплоть до второй пол. 1980-х гг. Грандиозное фотографическое наследие Карла Буллы и его сыновей - Виктора и Александра - ценнейший пласт российской и мировой фотокультуры, уникальная летопись российской истории рубежа XIX и XX вв. Легендарная фотомастерская по адресу Невский, 54, существует, и по сей день. До конца 1990-х гг. петербуржцы имели возможность сфотографироваться в принадлежавшем некогда семье Булла ателье (которое получило название "Фотография №1"), причем для съемки использовались все те же камеры, с которыми работал ещё Карл Булла. Сегодня фотосалон реконструирован, и там открыт музей, где хранится множество документов и прославленное оборудование, по-прежнему в рабочем состоянии. В 2018 г. на доме Невский, 54 появилась табличка "Последнего адреса", посвященная памяти Виктора Буллы.