МЕССЕРЕР, Борис МЕССЕРЕР, Борис. Композиция со стульями и керосиновой лампой. 1974-1980 гг. МЕССЕРЕР, Борис. Эскиз декорации "Единая установка". Балет Р. Щедрина, Ж. Бизе "Кармен-сюита". Большой театр, Москва. 1967 г. МЕССЕРЕР, Борис. Белла Ахмадулина. Портрет в интерьере. 1974-1980 гг. МЕССЕРЕР, Борис. Красный портрет Беллы. 1974-1980 гг. МЕССЕРЕР, Борис. Балерины, завязывающие туфли. МЕССЕРЕР, Борис. Канкан I. Из серии "Танцы в стиле ретро". 1993-1994 гг.
МЕССЕРЕР, Борис.
(Messerer, Boris., 1933-) известный театральный художник, автор сценографии более 150 спектаклей. Член-корреспондент Академии художеств СССР (1991 г.), действительный член Российской Академии художеств (1997 г.), народный художник Российской Федерации (1994 г.), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995 г.). Родился в Москве, сын артиста балета и балетмейстера А. Мессерера (1903-1992) и актрисы немого кино, художника по костюмам А. Судакевич (1906-2002). Окончил Московский архитектурный институт (1956 г.), где учился у А. Дейнеки, посещал мастерскую графика А. Фонвизина. Мессерер - человек яркого, полифонического таланта, с успехом работающий в театрально-декорационном искусстве, выставочном дизайне, живописи, графике, архитектуре, в последние годы еще и в скульптуре и литературе. В 1956-1957 гг. в составе авторской группы художников работал над панно "Москва" для главного павильона выставки "EXPO-58" в Брюсселе. Первой театральной работой стал спектакль "Третье желание" В. Блажека в "Современнике" (1960 г.). Художника отличает заострённо-зрелищное, построенное на игре линий и силуэтов, иногда гротескное оформление спектаклей, фильмов. Его декорации удивляли то пространственностью и объёмностью, то динамикой конструкции, то пластичностью, то выразительнейшим минимализмом. В дальнейшем сотрудничество Мессерера с "Современником" продолжилось, им были оформлены спектакли "Белоснежка и семь гномов" Л. Устинова и О. Табакова (1961 г.), "Старшая сестра" А. Володина (1962 г.), "Назначение Володина" (1963 г.), "Сирано де Бержерак" Э. Ростана (1964 г.), "Принцесса и дровосек" М. Микаэлян и Г. Волчек (1969 г.). После сотрудничества с "Современником" Мессерер работал над сценографией к спектаклям разных театров, в том числе: "Неоконченный диалог" В. Чичкова (1976 г.) и "Три возраста Казановы" по М. Цветаевой (1985 г.) - в Театре им. Евг. Вахтангова; "Дальше - тишина" В. Дельмар (1969 г.) и "Орнифль, или Сквозной ветерок" Ж. Ануя (1986 г.) - в Театре им. Моссовета; "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" А. Линдгрен (1968 г.), "Самоубийца" Н. Эрдмана (1982 г., 1987 г.), "Трибунал" В. Войновича (1989 г.) - в Театре Сатиры; "Парусиновый портфель" М. Зощенко (1966 г.), "Похождения бравого солдата Швейка" Я. Гашека (1971 г.), "Недоросль" Д. Фонвизина (1975 г.) - в Театре им. А. Пушкина; "Покровские ворота" Л. Зорина (1974) - в театре на Малой Бронной; "Круг" С. Моэма (1988 г.), "Валенсианские безумцы" Л. де Веги (1990 г.), "Горбун" С. Мрожека (1991 г.) - в театре им. Маяковского и др. Начав в начале 1960-х гг. в "Современнике" сотрудничество с О. Ефремовым, Мессерер позже его продолжил, оформив спектакли возглавляемого Ефремовым МХАТа "Сладкоголосая птица юности" Т. Уильямса (1975 г.), "Принц и нищий" С. Михалкова по М. Твену (1980 г.), "Трагики и комедианты" В. Арро (1991 г.), "Последняя ночь Отто Вейнингера" Е. Соболя (1991 г.), "Осколки разбитого вдребезги" композиция Я. Смоленского по А. Аверченко (1991 г.), "Из жизни дождевых червей" П.-У. Энквиста (1991 г.), "Горе от ума" А. Грибоедова (1992 г.), "Молочный фургон не останавливается больше здесь" Уильямса (1993 г.), "Мишин юбилей" А. Гельмана и Р. Нельсона (1994 г.), "Борис Годунов" А. Пушкина (1994 г.), "Преступление и наказание" по Ф. Достоевскому (1996 г.), "Привидения" Х. Ибсена (1999 г.). В 1990-1997 гг. Мессерер - главный художник МХАТ им. А. Чехова. Он оформил фильмы и спектакли "Уступи место завтрашнему дню" (1969 г.), "Феерическая комедия" (1971 г.), "Лев Гурыч Синичкин" (1974 г.), "Двенадцать стульев" (1980 г.), "Романовы: венценосная семья" (2000 г.) и др. Многие годы занимался оформлением книг. Мессерер - хозяин знаменитой мастерской на Поварской, в которой случались этапные для отечественной культуры встречи. В 1980 г. участвовал в издании бесцензурного альманаха "Метрополь" вместе с Б. Ахмадуллиной, В. Аксёновым, А. Битовым, В. Высоцким, В. Ерофеевым и др. Работал и как художник-мультипликатор, создавал костюмы для ансамблей народного танца. Много занимался станковой живописью, графикой, коллажем, инсталляцией. Мессерер является автором живописных серий "Самарканд - Бухара", "Сванетия", "Города Прибалтики", "Петербург. Белые ночи", "Балерины", "Интерьеры", "Беспредметные композиции", "Белые ночи". Создал серии крупноформатных многоцветных офортов "Натюрморты со старинными предметами", "Танцы в стиле ретро", а также серии акварелей "Таруса", "Портреты Беллы Ахмадулиной", "Цветы" и др. Среди его многочисленных инсталляций - "Сказка о дожде" (1994-1995 гг., 2002 г.), "Посвящение Метрополю" (1994-2013 гг.), "Реквием по Венедикту Ерофееву" (1999-2013 гг.), "Обыск" (2013 г.). В 2013 г. он стал автором скульптурного памятника Б. Ахмадулиной в Тарусе. Участник московских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок, в том числе в Лондоне, Сан-Паулу, Праге, Милане, Венеции, Эдинбурге, Бостоне. Персональные выставки Мессерера: МОСХ РСФСР (Москва, 1981 г.), Выставочный зал Союза Художников (Москва, 1983 г.), Выставочный зал Союза Художников Грузии (Тбилиси, 1984 г.), Дворец искусств (С.-Петербург, 1989 г.), Центральный Дом Художника (Москва, 1990 г.), Государственный Музей изобразительных искусств им. А.Пушкина совместно с Российской Академией Художеств (2000 г.). Член Московского Союза художников. Член Союза театральных деятелей России и Союза кинематографистов России. Творчество художника отмечено различными наградами. Он является лауреатом Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 и 2001 гг. Удостоен серебряной медали Российской Академии художеств (1987 г.) и золотой медали Российской Академии художеств (2002 г.), а также ордена Российской Академии художеств "За служение искусству" (2013 г.) и др. Мессерер был дважды женат. Первой женой художника была балерина Большого театра Нина Чистова. Его сын от этого брака, Александр Мессерер, продолжил профессию отца, став художником. Второй супругой Мессерера была поэтесса Белла Ахмадулина (1937-2010). Об Б. Ахмадулиной Мессерер написал книгу "Промельк Беллы. Романтическая хроника". Двоюродной сестрой Мессерера была известная балерина Майя Плисецкая (1925-2015).