БАРЩЕВСКИЙ, Иван БАРЩЕВСКИЙ, Иван. Кремлевская набережная Москвы-реки. 1880-е гг. БАРЩЕВСКИЙ, Иван. Дворец царевича Димитрия в Кремле (постр. 1482 г.). Углич. 1880-1890-е гг. БАРЩЕВСКИЙ, Иван. Кремлевские соборы с кремлевской стены в Москве. 1880-е гг. БАРЩЕВСКИЙ, Иван. Колокольня. Богородице-Рожденственский монастырь. Владимир. 1881-1885 гг. БАРЩЕВСКИЙ, Иван. Восточный фасад церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Ярославль. 1880-1890-е гг. БАРЩЕВСКИЙ, Иван. Звонница в Кремле Ростова (постр. 1682-1687 гг.). Ярославская губ. 1880-1890-е гг.
БАРЩЕВСКИЙ, Иван.
(Barshchevsky, Ivan., 1851-1948) патриарх российской архитектурной фотографии, запечатлевший тысячи объектов национального культурного наследия по всей стране. Родился в в Лужском уезде Петербургской губернии, Российская империя, в большой семье бедного чиновника. В возрасте 18 лет уехал в Санкт-Петербург. С юности увлёкся фотографией, работал ретушером в студии придворного фотографа К. Бергамаско, посещал "рисовальные классы" художника В. Григоровича, издателя журнала "Изящные искусства". Барщевский был одним из тех, кто принёс фотографию в русскую провинцию. В 1877 г. переехал Ростов Великий, где открыл фотомастерскую и выполнил фиксационные фотографии сокровищ Ростовского кремля, которым, по мнению краеведов того времени, грозило скорое разрушение. Барщевский стремился к наиболее полному и точному документированию историко-культурных памятников, снимая их с разных ракурсов. Он приобретает объективы, дорожную камеру, партию стеклянных бром-желатиновых пластинок отечественного производства, усовершенствует фотоаппарат с кассетой размером 18х24 см. Это давало возможность печатать фотографии для издания непосредственно с негатива и, не прибегая к увеличению, достигать наилучшей четкости изображения. Барщевским был выработан метод съемки памятника архитектуры, которым пользуются фотографы и сейчас. Мастер снимал здание с различных наиболее выигрышных точек, потом делается съемка частей фасада, далее интерьер и его детали, все заканчивается фотографированием декора стен и утвари, наполняющей интерьер. Фотоработы, сделанные в Ростове, привлекли внимание А. Уварова, И. Забелина и других знатоков старины. С 1879 г. он сосредоточился на фотофиксации ярославских храмов и древностей, в 1886 г. окончательно перебрался в Ярославль и жил там до 1897 г. На протяжении 15 лет, в 1882-1896 гг., Барщевский издал на собственные средства 47 альбомов по русскому искусству, которые приобретались как частными лицами, так и крупными архивами и библиотеками. О многих памятниках архитектуры, уже утраченных, можно судить только по его фотографиям. Этот уникальный труд не знает аналога. В 1880-1890-е гг. в звании "фотографа Императорской Академии художеств" Барщевский сотрудничает с Московским археологическим обществом, Императорской археологической комиссией, с видными исследователями древнерусской архитектуры - Н. Султановым, В. Сусловым; проводит фотофиксацию древних храмов Москвы и всего "Золотого кольца", выезжает на съёмки в Вологду, Галич, Муром и Астрахань, а также на Кавказ, руководит мастерской художественных моделей. В этих экспедициях его привлекали памятники в основном XVII в., в яркой декоративности которых ученые и архитекторы того времени видели наиболее полное проявление национального своеобразия русского зодчества. Кроме того, он фотографировал и произведения декоративно-прикладного искусства, особое внимание уделял орнаментам. В его коллекции много снимков древних резных иконостасов, утвари, предметов быта. К съемке архитектуры он подходил как археолог и историк искусства, стремясь по возможности точно, документально передать памятники старины. В 1883 г. Московское археологическое общество избрало Барщевского своим членом-корреспондентом. В 1891-1892 гг. Он сопровождает историка Н. Кондакова в экспедиции в Сирию и Палестину, где делает не менее тысячи фотографий раннехристианского искусства, многие из которых были опубликованы. Барщевский стал одним учредителей Ярославского фотографического общества в 1894 г. Был участником VII (Ярославль, 1887 г.) и VIII (Москва, 1890 г.) археологических съездов. В 1897 г. переезжает в Смоленск, чтобы возглавить художественно-промышленную школу и музей "Русская старина" в Талашкино. Он был собирателем коллекции, хранителем, а впоследствии директором этого музея, завоевавшего мировое признание на выставке в Париже. В 1884 г. вышел первый его альбом, состоящий из девяти томов (фотографии № 1-483). В 1881-1899 гг. им было сделано 2717 негативов - снимки по архитектуре и декоративному искусству. В 1910 г. коллекция негативов Барщевского была передана в Императорское Строгановское училище, а в 1912 г. вышел полный каталог фотографий. В начале XX в. Барщевский издал брошюры "Исторический очерк города Ярославля", "Несколько слов из истории искусства скоморохов" и др. После 1917 г. он - директор историко-этнографического музея в Смоленске. С 1936 г. - жил в Коломенском, работая хранителем музея-заповедника. И. Грабарь широко использовал фотоматериалы Барщевского для иллюстрации "Истории русского искусства" (1911-1916 гг.). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946 г.). Умер Барщевский, в возрасте 97 лет, в с. Коломенском, Московской обл. В музее архитектуры им. Щусева, Ростовском музее-заповеднике, Коломенском и других собраниях хранятся около 3000 его фотографий, которые послужили первоисточником для изучения древнерусского искусства. Ценность этих фотографий трудно переоценить и в наши дни.