МАКСИМОВ, Василий МАКСИМОВ, Василий. Всё в прошлом. 1889 г. МАКСИМОВ, Василий. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875 г. МАКСИМОВ, Василий. Семейный раздел. 1876 г.
МАКСИМОВ, Василий.
(Maximov, Vassily., 1844-1911) русский художник, передвижник, живописец-жанрист. Родился в д. Лопино Санкт-Петербургской губернии, Российская империя. Сын государственного крестьянина. Рано лишился родителей. Воспитывался в монастыре в Старой Ладоге. Первоначальные художественные навыки приобрел в иконописных мастерских В. Пошехонова и К. Ярыгина в Санкт-Петербурге (1855-1862 гг.), одновременно посещал рисовальную школу при Технологическом институте. Учился в Императорской Академии художеств (1863-1866 гг.) в классе исторической живописи у Ф. Бруни, Т. Неффа, А. Маркова, П. Шамшина. Был награжден малыми серебряными медалями (1864 г.), большой серебряной медалью (1866 г.), малой золотой медалью "за экспрессию" в картине "Больное дитя" (1864 г.). Художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа "четырнадцати" во главе с И. Крамским. "Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, - говорил он, - я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя". Вышел из ИАХ со званием классного художника 3-й степени. В том же году поселился в д. Шубино Тверской губернии в имении Голенищевых-Кутузовых на правах домашнего учителя. В 1870 г. за картины "Бабушкины сказки" (1867 г.), "Мечты о будущем" (1868 г.), "Сборы на гулянье" и этюд "Старуха" получил звание классного художника 1-й степени. В 1878 г. за картины "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875 г.), "Семейный раздел" (1876 г.) удостоен звания академика. С 1868 г. - участник выставок Общества поощрения художников. Экспонировал работы на академических выставках (1870-1881 гг., с перерывами), Всемирных выставках в Париже (1878, 1900 гг.), Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 г.). С 1872 г. член Товарищества передвижных художественных выставок. С глубоким сочувствием к обездоленным, Максимов изображал сцены крестьянского быта, с острой наблюдательностью раскрывал нравы и обычаи русской деревни, внутренний мир крестьянина ("Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"; "Семейный раздел"; "Больной муж", 1881 г.; "Лесной сторож", 1893 г.). Максимов - один из крупнейших мастеров-жанристов второй половины XIX в. Главные его произведения отличаются повествовательным развитием сюжета, стремлением к поэтизации персонажей, продуманным построением композиций. Среди значительных произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина "Всё в прошлом" (1889 г.). Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих "дворянских гнезд". Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами. Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки - старой крестьянки, уныло коротающей дни возле барыни. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником. Жил в Санкт-Петербурге, д. Чернавино и Любше Санкт-Петербургской губернии. Неоднократно путешествовал по России; побывал на Урале (1871 г., вместе с В. Васнецовым), Волге (1866, 1881-1896 гг.). Работал как жанрист, пейзажист, портретист. Занимался резьбой по дереву, офортом. Произведения: "Автопортрет" (1863 г.), "Шитьё приданого" (1866 г.), "Материнство" (1871 г.), "Мальчик-механик" (1871 г.), "Примерка ризы" (1878 г.), "Кто там?" (1878 г.), "Бедный ужин" (1879 г.), "Аукцион за недоимки" (1880 г.), "Заем хлеба" (1882 г.), "Слепой хозяин" (1884 г.), "У своей полосы" (1891 г.), "Лихая свекровь" (1893 г.), "Пережил старуху" (1896 г.), "Добредет ли?" (1896 г.), "Залом ржи" (1903 г.) и др. В 1890-х гг. написал цикл пейзажей окрестностей Михайловского, связанных с жизнью А. Пушкина. Лучшие из его произведений, "Все в прошлом", "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" и "Семейный раздел в крестьянском быту", находятся в Третьяковской галерее в Москве. Работы Максимова находятся во многих музейных собраниях, в Государственном Русском музее, картинных галереях и художественных музеях Вологды, Новгорода, Иркутска, Воронежа, Барнаула, Кирова, Омска, Перми, Рязани, Таганрога, Севастополя, Челябинска, Одессы, Николаева, Львова, Луганска, Полтавы, Минска и др. Художник всё своё творчество посвятил изображению народа, крестьянского быта и уклада, был нацелен на показ положительных начал деревенской жизни и в целом крестьянства как воплощение лучших качеств русского народа. Последние годы жизни Максимова были полны горькой нужды и лишений: актуальность искусства передвижников прошла, на смену ему пришли новые направления. Нужда и болезни свели художника в могилу, он умер в возрасте 67 лет в Санкт-Петербурге.