РОТАРИ, Пьетро РОТАРИ, Пьетро. Девушка в красном платье. 1755 г. РОТАРИ, Пьетро. Женщина с черным кружевным шарфом. После 1750 г. РОТАРИ, Пьетро. Портрет Екатерины Петровны Гольштейн-Бек, позже княгини Барятинской. Сер. XVIII в. РОТАРИ, Пьетро. Княгиня Анна Голицына. 1759 г. РОТАРИ, Пьетро. Король Польши Август III. 1755 г.
РОТАРИ, Пьетро.
(Rotari, Pietro., 1707-1762) итальянский живописец исторического и портретного жанра, работавший в России при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Родился в Вероне, Италия. Вплоть до 1734 г. учился в художественных мастерских Венеции, Рима и Неаполя, в частности у Д. Пьяцетты в Венеции, после чего вернулся в родной город, где устроил в своем доме частную Академию живописи. С 1750 г. работал в Вене при дворе Марии Терезии (познакомился здесь с Ж.-Э. Лиотаром, испытав значительное его влияние), а затем в Дрездене. Писал картины на исторические, религиозные и мифологические сюжеты. В 1756 г. по приглашению Елизаветы Петровны прибыл в Петербург. Занимался в основном портретной живописью и всегда имел большой успех. Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II одинаково благоволили ему. Полотно "Александр Великий и Роксана" (1756 г.) было исполнено для Екатерины Алексеевны в бытность ее великой княгиней для ее дворца в Ораниенбауме. В период бурного роста русской культуры, Ротари не испытывал недостатка в заказах. Чаще ему позировали представительницы прекрасного пола - их изящные, идеализированные образы кисти итальянца становились украшением дворянских особняков. Напротив, мужские портреты художника, нередко изображая людей активных в общественной и государственной деятельности, конкретнее выявляли личные качества модели. У Ротари заказывали портреты многие известные люди царствования Елизаветы Петровны. Наиболее известны портреты: императрицы Елизаветы Петровны в чёрной мантилье, её же поясной, П. Бутурлина, графини М. Воронцовой, И. Воронцова, М. Воронцова, А. Голицыной (1759 г.), князя А. Голицына, Св. Димитрия, митрополита Ростовского (1759 г.), три - Великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II; все 1758 г.), цесаревича Павла Петровича в раннем детстве, княгини Е. Куракиной, графа Г. Орлова, два - графа Б. Растрелли, графини А. Рибопьер, два - генерал-фельдмаршала П. Салтыкова (1760 г.), графа Ф. Санти, графа Е. Сиверса, графа А. Строганова, графа А. Суворова, графини В. Шереметевой, графа П. Шереметева, два - И. Шувалова, князя Эстергази. Однако вошел в историю в первую очередь типажными образами юных девушек. Он писал быстро и создал сотни камерных, почти одного формата портретов; множество их было куплено Екатериной II и помещено в пригородных дворцах ("Кабинет Мод и Граций" в Большом дворце в Петергофе-Петродворце, "кабинеты Ротари" в Китайском дворце в Ораниенбауме-Ломоносове и Гатчинском дворце, "Салон Ротари" в поместье Юсуповых в Архангельском). Подобные портреты, в которых были важны общий декоративный эффект, элегантность позы, миловидный облик, писали Х. Зейбольд в Вене, А. Пэн и Б. Деннер в Германии. Головки плачущих, читающих, рассматривающих письма или спящих прелестных юных девушек Ротари ("Плачущая девочка") были эмоциональными штудиями в духе рококо, костюмы и лица были переданы в них с одинаковым изяществом. Эти "головки" исполнены с великолепным живописным мастерством - плавным мазком, жидкими красками с использованием лака, так, что светлый тонированный грунт просвечивает сквозь красочный слой, позволяя передать фарфоровость кожи, почти невидимый абрис контуров, мягкость форм. Декоративный звучный цветовой акцент в виде бархотки, бантика, букетика цветов, платочка дополняет мерцающую, с тонко разработанными тональными переходами общую цветовую гамму. О том, что портреты художника высоко ценились в России, свидетельствует тот факт, что они среди первых были приобретены для Академии художеств, для копирования. "Головки" имели и большое педагогическое значение, поскольку в их создании принимали активное участие русские подмастерья итальянского художника (Ротари организовал частное художественное училище и в России). Среди его учеников был А. Антропов; несомненное влияние Ротари испытали И. Аргунов и Ф. Рокотов. Творчество Ротари интересно еще и тем, что он одним из первых среди итальянских мастеров XVIII в. стал писать полуфигурные изображения людей из народа и бытовые сценки в интерьере, предвосхитив искусство европейского бидермайера. Образы его мечтающих миловидных служанок или крестьянок в картинах "Девушка с веретеном" и "Спящая девушка" одновременно жизненно конкретны и изящны. Ротари прекрасно гравировал офорты. В "Allgemeines Kunstler Lexicon" Налера упоминается более двадцати его гравюр; из них особенно удачны "Святая Анна, учащая юную Богородицу чтению", "Святой Людовик Тулузский", "Истязание Спасителя" и "Три святых монаха". Умер Ротари в Санкт-Петербурге. Творчество мастера оказало значительное влияние на европейский портрет XVIII в.