АНТРОПОВ, Алексей АНТРОПОВ, Алексей. Портрет А. Измайловой. 1759 г. АНТРОПОВ, Алексей. Портрет архитектора Бартоломео Растрелли. 1760 г. АНТРОПОВ, Алексей. Великий князь Павел Петрович, впоследствии император Павел I, в детстве. 1765 г. АНТРОПОВ, Алексей. Великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина II Великая. АНТРОПОВ, Алексей. Портрет Платона II (Левшина), митрополита Московского.
АНТРОПОВ, Алексей.
(Antropov, Alexey., 1716-1795) живописец, один из первых русских портретистов. Выдающийся живописец-портретист. Участвовал в декоративных росписях Зимнего и др. дворцов в Петербурге. Писал портреты венценосных особ. Занимался также церковной живописью. Родился в Санкт-Петербурге в семье народных умельцев. Его дед и отец состояли мастерами Оружейной палаты. Позднее отец, прошедший солдатскую службу в лейб-гвардии Семеновском полку, участвовавший в походах Петра I, в том числе в Полтавской битве, работал при Санкт-Петербургском оружейном дворе в качестве слесарного и инструментального мастера, а с 1723 г. - в Канцелярии от строений. Туда же, по примеру отца, поступили Антропов и его братья. В 1739 г. будущий художник был переведен в штат Канцелярии от строений к вновь назначенному мастеру живописной команды И. Вишнякову. В 1749 г. Антропов был произведен в подмастерья. Художник участвовал в декоративных росписях Зимнего (1744-1745 гг.), Летнего (1748 г.), Царскосельского (1749 г.), Петергофского, Аничкова (1750 г.) и др. дворцов. Живописные работы Анропова этого периода не сохранились. В 1752 г. он был переведен в Киев для росписей Андреевского собора. Этой работе художник отдал около четырех лет (1752-1756 гг.). Антропов писал образы для иконостаса, расписывал купола и стены. При загруженности работой в соборе он находил время и для портретной живописи, выполнив несколько портретов, два из которых - императрицы Елизаветы Петровны. Закончив работу над росписью Андреевского Собора, Антропов уезжает в Москву, где в течение месяца делает роспись плафонов в Головинском дворце. В это же время художник познакомился с фаворитом императрицы графом И. Шуваловым и с тех пор всегда пользовался его поддержкой. В 1758 г. - он уже в Петербурге, имея при себе учеников, одним из которых являлся Дмитрий Левицкий. Одна из известных работ Антропова - портрет статс-дамы Анастасии Измайловой, урожденной Нарышкиной. Несмотря на свою известность, художник продолжал свое образование в области портретной живописи - брал частные уроки у приехавшего в Петербург итальянского живописца Пьетро Ротари. Обучение продолжалось два года. Итальянский мастер был доволен своим учеником и даже называл его "лучшим живописцем России". В конце 1759 г. Антропов сдает своеобразный экзамен на звание портретиста. Экзаменационная работа - портрет Измайловой. Позднее художник создает серию портретов: архиепископа Сильвестра Кулебяки, грузинского царя Теймураза Николаевича, атамана Ф. Краснощёкова (1761 г.), княгини Трубецкой, духовника императрицы Елизаветы Дубянского и др. В 1962 г. Антропов получает должность надзирателя за живописцами и иконописцами с обязанностями писать и поправлять иконы, рисовать чертежи для иконостасов и прочих церковных украшений, писать портреты. В этот период написал множество произведений. В основном это оригинальные работы, исполненные на высоком профессиональном уровне, среди которых - портреты княгини А. Воронцовой, Павла I в детстве, австрийского посла Лобковича. Антропов приобретает широкую известность в придворных кругах и получает все новые заказы. Для сената он пишет портрет недолго правящего Петра III, причем повторяет его множество раз. К коронации Екатерины II Антропов в числе других живописцев был отправлен в Москву для содействия Жану Девельи в изображении эпизодов коронования. В период с 1764 по 1766 гг. Антропов написал множество копий с портретов Екатерины II и юного Павла, исполненных в основном иностранными авторами. Особое место среди парадных портретов занимает портрет графа В. Фермора (1765 г.) - видного государственного деятеля. С начала 1760-х гг. художник работает над серией камерных портретов. Среди них семейные портреты Бутурлиных, статс-дамы Марии Румянцевой (1764 г.), матери прославленного полководца, портреты неизвестных людей (1765 г.). Отчасти связанные с традициями парсуны, острохарактерные портреты Антропова отличаются непосредственностью, правдивостью образов, барочным декоративным богатством и насыщенностью цвета. Известно, что в этот период Антропов написал 18 икон в иконостасе Златоустовской церкви в Александро-Невской лавре. К сожалению, эти иконы не сохранились. Для анфилады комнат Екатерининского дворца художник написал четырнадцать образов. Из портретных работ второй пол. 1760-х гг. известны "Портрет неизвестного в синем кафтане", портреты четы Колычевых (1767-1768 гг.), портрет генерал-аншефа И. Гендрикова - одного из родственников Екатерины II. Коллежский асессор, главный живописец Святейшего Синода, академик Императорской Академии художеств, предпоследний ревизор иконописи при Святейшем Синоде (с 1761 г.). Был женат, имел сына Василия. В 1789 г. Антропов организовал частное училище, в котором сам же и преподавал и которому завещал все свое имущество. Умер Антропов в Санкт-Петербурге. Творчество Антропова - важный этап в развитии русской живописи.