ШЕБУЕВ, Василий ШЕБУЕВ, Василий. Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами. 1839 г. ШЕБУЕВ, Василий. Смерть Камиллы, сестры Горация. 1821 г. ШЕБУЕВ, Василий. Портрет отставного экспедитора И. Швыкина. 1833 г. ШЕБУЕВ, Василий. Тайная вечеря. 1838 г. ШЕБУЕВ, Василий. Старик нищий.
ШЕБУЕВ, Василий.
(Shebuev, Vasily., 1777-1855) российский исторический живописец, педагог. Родился в Кронштадте. Имел дворянское происхождение. Был принят в воспитанники Императорской Академии художеств в 1792 г. Главными его наставниками в ней были И. Акимов и Г. Угрюмов, давшие будущему художнику блестящую школу академического рисунка и живописи. Уже в девять лет Шебуев выходит по отметкам в число первых учеников. Окончил ее курс в 1797 г. с малой золотой медалью, присужденной ему за писанную по программе картину "Смерть Ипполита" и с чином XIV класса, но оставлен при академии пенсионером и помощником преподавателя в натурном классе. С 1803 по 1807 гг. жил в Италии. Там он написал картину "Усекновение главы святого Иоанна Предтечи" (с фигурами в рост). В Риме он выполнил две композиции: "Крещение народа в Киеве" и "Христос, приведенный в судилище вместе с двумя разбойниками". Возвратился в Санкт-Петербург в 1807 г. и вскоре после того, за эскиз образа "Взятие Богородицы на небо", впоследствии написанного им на хорах Казанского собора, получил звание академика. За картину огромного размера "Петр Великий в сражении при Полтаве" академия произвела его в адъюнкт-профессоры исторической живописи и вверила ему преподавание в своих классах. В этой должности Шебуев обратил внимание свое на серьезное изучение питомцами академии анатомии человеческого тела и составил для них руководство ("Антропометрия", 1830-1831 гг.). В 1812 г. был назначен главным преподавателем рисования в воспитательных заведениях ведомства императрицы Марии и возведен академией в звание профессора. В 1815 г. Шебуев женился на дочери гувернера академии Елизавете Тверской. Один их сын умер в трехлетнем возрасте, второй впоследствии стал преподавателем в Московском училище живописи и ваяния. В 1821 г. художник начал расписывать плафон Воскресенской церкви Екатерининского дворца в Царском Селе. В награду за эту работу император Александр I заплатил пять тысяч рублей сверх сорока тысяч определенных ранее, назначил Шебуева "живописцем его императорского величества" и смотрителем музейных сокровищ Эрмитажа. В этом же году его назначили директором императорской шпалерной мануфактуры. С 1832 г. занимал в академии пост ректора, а впоследствии, в 1842 г., заслуженного ректора живописи и ваяния; наконец, в 1844 г. был назначен наблюдателем за исполнением живописных работ для Исаакиевского собора. Действительный статский советник. Вице-президент Академии Художеств (1845-1846 гг.). В истории русской живописи Шебуев занимает весьма видное место, как один из главных представителей позднего классицизма и академизма в живописи. Современники называли его "русским Пуссеном, превзошедшим этого художника"; прекрасный рисовальщик в академическом смысле, но не сильный в колорите, он действительно походил своим стилем на Пуссена. В качестве сначала преподавателя и потом руководителя преподаванием живописи в академии он имел огромное влияние на развитие многих русских художников, в том числе К. Брюллова, А. Иванова, Ф. Бруни, П. Басина и др. Главные произведения Шебуева, кроме вышеупомянутых - три большие картины на подкупольных столбах в Казанском соборе, изображающие эпизоды из жития святого Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; "Воскрешение Лазаря", "Воскрешение сына наинской вдовы", "Спаситель в доме Лазаря" и "Христос, благословляющий детей" в Исаакиевском соборе; "Святая Екатерина", "Святой князь Александр Невский" и "Тайная Вечеря" в иконостасе домовой церкви Академии Художеств; громадный плафон в куполе конференц-зала академии "Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России" (1833 г.). Император Николай I относился к художнику не так благосклонно, как его предшественник на троне. Он часто не одобрял росписи Шебуева и даже требовал возвращения в казну денег, выплаченных за работы, не понравившиеся царю. Когда-то Шебуев давал малолетнему Николаю I уроки рисования, и тот с детских лет относился к нему почти пренебрежительно и даже отказал в просьбе принять сына-художника на учебу на казенный счет. На все обиды Шебуев отвечал только новыми работами. Он создал две картины, которые снова заставили заговорить о нем как о первом историческом живописце России - "Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами" (1839 г.) и "Граф Бенкендорф, спасающий в наводнение 1824 года погибающих на Неве". Обе картины имели большой успех у публики. Картина "Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами" написана на сюжет пьесы Н. Полевого "Иголкин, купец новгородский", с успехом поставленной в столичных театрах. В пьесе воскрешается полулегендарный эпизод войны со шведами. Новгородский купец Иголкин оказался в стокгольмской тюрьме. Однажды стражники стали насмехаться над царем Петром I и обвинять его в трусости. Возмущенный Иголкин не сдержал гнева и убил оскорблявших царя. Шведский король Карл XII, узнав о случившемся, отменил смертный приговор Иголкину и приказал отпустить его, так как посчитал, что тот, кто защищает честь своего монарха, поступает благородно. Творчество Шебуева (преимущественно произведения на исторические и религиозные сюжеты) отмечено мастерством строгого академического рисунка, умелой компоновкой многофигурных сцен, интересом к национальной истории. Достаточно легко реалистические устремления Шебуева прослеживаются в его поздних портретных работах. Их отличают искренняя доброжелательность к своим моделям, стремление точно, не идеализируя, передать облик знакомого человека, таковы "Портрет отставного экспедитора И. Швыкина" (1833 г.), "Портрет неизвестной в коричневом платье" (1837), "Портрет жены" (сер. 1840-х гг.). Глядя на них, можно с уверенностью сказать, что именно в портретном жанре наиболее полно раскрылся талант художника. Умер Шебуев после кратковременной болезни в Санкт-Петербурге. Спустя несколько десятилетий его имя и картины были забыты.