КАРЕЛИН, Андрей КАРЕЛИН, Андрей. Бродячие певцы. Около 1877 г. КАРЕЛИН, Андрей. Девушки с альбомами. Нижний Новгород. 1876 г. КАРЕЛИН, Андрей. Крестьяне Богородского уезда Тульской губернии. 1870 г. КАРЕЛИН, Андрей. Нижний Новгород 1870-е гг. КАРЕЛИН, Андрей. Бабушка и внучка. 1870-1880 гг. КАРЕЛИН, Андрей. Подаяние. 1870-1880 гг. КАРЕЛИН, Андрей. На задворках. 1870-1880 гг. КАРЕЛИН, Андрей. Портрет В. Верещагина. 1880-е гг. КАРЕЛИН, Андрей. Горбатовская мещанка. Акварель по фото И. Шишкина.
КАРЕЛИН, Андрей.
(Karelin, Andrey., 1837-1906) выдающийся русский художник и фотограф XIX-XX вв., основоположник жанра художественной фотографии, член Русского фотографического общества. Родился в Солдатской слободе, Тамбовский уезд, Тамбовская губерния, внебрачный сын крестьянки. Уже в раннем детстве он проявил склонность к рисованию и в десятилетнем возрасте был отправлен в Тамбов учиться иконописи. В 1857 г. поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств и в 1863 г. получил за этюд и рисунок, написанные с натуры, две малые серебряные медали "За успех в рисовании". Именно здесь, в академии, молодой Карелин начинает интересоваться фотографией и познает все тонкости фотографической науки. В 1864 г. он завершает учёбу и удостаивается звания свободного неклассного художника. В первые десятилетия своего существования фотография находилась под влиянием изобразительного искусства, шла по пути полного подражания ему. В 1865 г. он с женой и двумя детьми переехал из Санкт-Петербурга в Кострому. Занимается портретной и церковной живописью, дает уроки рисования и одновременно работает в фотомастерской М. Настюкова. В 1866 г. при родах умирает жена, оставив сына. Вскоре Карелин с тремя детьми и второй женой переехал в Нижний Новгород. В Нижнем Новгороде у них родилось трое детей. Он открывает там рисовальную школу, в которой и преподает вплоть до 1905 г. В 1869 г. создает свою фотомастерскую "Фотография и живопись" и через год выпускает альбом "Нижний Новгород", снимки которого были раскрашены акварелью И. Шишкиным. Творчество Карелинa это прежде всего портреты: большое количество зaказной продукции его мастерской и уникальные снимки цвета русской интеллигенции - Великий князь Алексей Александрович, митрополит Назарий (Кириллов), Альфред герцог Эдинбургский, В. Короленко, М. Горький, Н. Рубинштейн, В. Даль, Д. Менделеев, И. Шишкин, В. Якоби, К. Маковский и многие другие. Снимки Карелина были как бы наполнены воздухом, светом, не оставалось ни одного не проработанного уголка. Фотографируемых он располагал в гостиной, у окна, в креслах, отдельные участники групповой съемки были сняты со спины или вполуоборота. Избегал привычных шаблонных ремесленнических поз. Стремился приблизить фотографию к живописи. Сохранившиеся варианты снимков "Милостыня" или "Нищие" говорили о его близости к искусству художников-передвижников. Одной из причин успеха портретов и бытовых сцен Карелина была разработанная им методика обеспечения глубины резко изображаемого пространства. В то время не существовало объективов для съемки жанровых сцен, герои которых находятся на разном удалении от фотоаппарата. Эталонными считались работы английского фотохудожника Г. Робинсона, использующего комбинированную печать с нескольких негативов. Карелин пошел по другому пути. Изучив оптику и законы освящения, экспериментируя со светом, а также с различными объективами и добавочными линзами, изменяющими фокусное расстояние, он добился отличной проработки всех деталей в свете и в тенях. Знаток освещения и композиции, он получал снимки-картины. В конце 1870-х гг. фотографы еще не достигали такого совершенства. Карелин сам ретушировал негативы, и огромное значение придавал фотопечати. Карелин фотографировал на мокроколлоидных и затем на сухих броможелатиновых пластинках большого формата 50х60. Его альбуминовые позитивы получались теплыми и нежными по тону виража. По словам М. Дмитриева, они были выполнены "великолепно, мягко, сочно, красиво". В 1886 г. вышел его фотоальбом "Виды Нижнего Новгорода". В 1890-е гг. его виды города распространяются в виде открыток. Недалеко от Юрьевца Карелин сумел сделать серию фотографий полного солнечного затмения, он изготовил диапозитивы для демонстрации в школах с помощью "волшебных фонарей", и до конца дней своих очень много работал - снимал торжественные события и сценки из городской жизни, участвовал в выставках, учил начинающих художников и фотографов (одним из его учеников был знаменитый русский фотограф М. Дмитриев). Карелин много сделал для развития российского и мирового фотоискусства, был страстным коллекционером-этнографом, много лет собирал предметы искусства и народного прикладного творчества. Трое детей Карелина также были художниками. Скончался Карелин в Нижнем Новгороде, Российская империя. Он стал одним из первых фотохудожников, работавших на стыке живописи и фотографии. Его чудесные портреты, снимки детей, животных и птиц, а главное, его этюды, "сюжеты-картины", обладавшие особой мягкостью, пластичностью и объемностью, пользовались у современников огромным успехом. По работам этого выдающегося мастера композиции и света, создавшего свой неповторимый стиль в фотоискусстве, можно проследить целую эпоху развития фотографии.