СОКОРНОВ, Василий СОКОРНОВ, Василий. Ноктюрн. 1900 г. СОКОРНОВ, Василий. Ночь в Крыму. 1900 г. СОКОРНОВ, Василий. Алупка. Львиная терраса. 1900 г. СОКОРНОВ, Василий. Алупка. Вид из Альгамбры. 1908 г. СОКОРНОВ, Василий. Типы Крыма. Маленькие чабаны. 1912 г. СОКОРНОВ, Василий. Горный пейзаж. Нач. ХХ в. СОКОРНОВ, Василий. В горах возле Ялты. СОКОРНОВ, Василий. Крым. Цветок магнолии.
СОКОРНОВ, Василий.
(Sokornov, Vasily., 1876-1946) русский фотограф-пейзажист, художник. Родился в с. Васильевском Шуйского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Начальное образование получил в Лушниковском училище Острогожского уезда Воронежской губернии. С 1887 г. - вольнослушатель Императорской Академии художеств по классу живописи. Подрабатывал ретушером в известных санкт-петербургских фотографиях Пазетти, Ренц и Шредер, Войно-Оранского. Светопись его увлекла, и за годы работы он мастерски овладел художественной ретушью, а также освоил фотопроцессы. В 1898 г., заболев чахоткой, Сокорнов по совету врачей отправляется в Крым на лечение. Необыкновенное богатство и разнообразие природы Крыма, его великолепные горные пейзажи, дворцовые и парковые ансамбли, прочие многочисленные архитектурные, исторические и природные достопримечательности произвели глубочайшее впечатление на художника. Сокорнов так и остался в Крыму. Здоровье его быстро пошло на поправку. Здесь Сокорнов пытался зарабатывать живописью, писал маслом и акварелью крымские виды, выставляя свои произведения на продажу в местный магазин писчебумажных принадлежностей. Однако постоянного дохода это не приносило и он получает разрешение губернатора на открытие в Алупке частного фотографического заведения. Фотокамеру и прочее необходимое оборудование для проявки фото-пластин и печатания фотографий Сокорнов покупает на деньги, взятые в долг. В 1901 г. начинающий фотохудожник приносит все в тот же писчебумажный магазин свои первые 50 видов Алупки. Заметив несомненный талант мастера, все 50 отпечатков сразу же покупает один из богатейших землевладельцев Крыма - князь Феликс Юсупов - граф Сумароков-Эльстон старший. С фотокамерой Сокорнов обошел весь Крым - Ялту, Алупку, Симеиз, Бахчисарай, Севастополь. Он был фотограф-художник, творческий человек, поэтому делал затенения на своих фотографиях, использовал различные фильтры. Фотографии Алупки, моря, гор, Воронцовского дворца - неожиданно обрели успех. Он завоевывает ряд престижных наград на крупных российских и зарубежных фотовыставках. В 1900 г. фирма Пазетти представила Сокорнова на Всемирной универсальной выставке в Париже, где крымское ателье фотографа, наряду с фирмами Пазетти из Санкт-Петербурга, Дмитриева из Нижнего Новгорода и Фишера из Москвы, получило признание и награду. Выставка открыла Сокорнову и творчество представителей "новой школы": Фрэнка Сатклифа, Альфреда Герслей-Гинтона, Ганса Вачека и др. художников, стоявших у истоков движения фотографии к ранее недостижимому богатству изобразительных решений. На российских же выставках работы Сокорнова соседствовали с произведениями фотографов-пикториалистов, которым были близки по духу. Первой награды на родине художник был удостоен в год празднования двухсотлетия Санкт-Петербурга на международной художественно-фотографической выставке. В посвященной этой экспозиции заметке обозреватель журнала "Фотограф-любитель" отмечал: "Среди массы отдельных русских экспонатов, которых всех перечислить не в состоянии, мы останавливаемся перед работою Сокорнова, давшего большие виды Алупки и различные ночные эффекты в размер больший чем 18х24 см. Отпечатки его даны на сером бристоле, покрытом стеклом, благодаря чему так белы света и глубоки черные тени; среди всех этих работ пейзажи превосходны". Для фотохудожника был характерен высочайший уровень технического исполнения, смелое новаторство, например, его "Лунная ночь в Симеизе" и другие ночные пейзажи выполнялись днём против солнца. Фотографии Сокорнова публикуют крупнейшие иллюстрированные издания России - журналы "Нива", "Солнце России", "Открытое письмо". В 1902 г. журнал "Солнце России" издал альбом Сокорнова "Виды Крыма". "За прекрасные морские снимки" - такая формулировка в наградной грамоте фотографа за 1903 г. - это была первая в России большая фотовыставка. В 1908 г. его принимают в члены Русского фотографического общества. Он выполняет крупные заказы по фотосъемке крымских имений видных представителей русской аристократии и даже августейшего семейства. Для князя Юсупова он выполняет съемку имений Кореиз и Коккоз, для Великого Князя Петра Николаевича - дворца "Дюльбер", для Великого Князя Георгия Михайловича - дворца и имения в Хараксе, для Государыни Императрицы Александры Федоровны - императорского Ливадийского дворца. В то же время он не оставляет занятий живописью. Сокорнов попал в точку - именно тогда в Россию пришла мода на "курортные открытки". Они стали самым популярным видом почтовых отправлений и самым ходовым сувениром - только в 1912 г. Крым посетили для лечения и отдыха не менее миллиона человек. Свои коррективы в творчество Сокорнова внесла Первая мировая война. Нехватка фотоматериалов, производителем которых была преимущественно Германия, остро сказалась на работе. Затем последовала революция, и в стране начался период неблагополучия. Ателье Сокорнова пережило эти тяжелые годы и просуществовало плоть до 1927 г., когда были уничтожены все частные предприятия. В конце 1920-х гг. Сокорнов поступает на службу в только что созданную контору Крымгосиздата. В 1931 г. он передает издательству 1300 своих фото-негативов. В 1937 г. в 70-летнем возрасте он вновь становится экспонентом крупнейшей всесоюзной выставки "Мастера советского искусства" в Москве. Его принимают в члены Художественного фонда СССР. Очередные корректировки в работу мастера внесла Вторая мировая война. На этот раз на его снимках появились солдаты, выздоравливающие в госпиталях Крыма. В 1944 г. после освобождения Крыма от немецкой оккупации Сокорнову назначают персональную академическую пенсию республиканского значения. В это же время Сокорнов принял участие в процессе восстановления дворца-музея в Алупке. Скончался Сокорнов в 1946 г. и похоронен на старом алупкинском кладбище. Часть архивов Сокорнова хранится в подмосковной Коломне, часть - в Алупке и в Ялте. Работы Сокорнова пользовались огромной популярностью уже при жизни фотографа. Так же как и работы Ансела Адамса, который всю свою жизнь фотографировал природу Вирджинии, работы Сокорнова, в основной своей массе, посвящены Крыму. Они печатались в журналах и открытками разлетались по всей России. Сегодня Сокорнов считается основным летописцем Крымской природы первых десятилетий ХХ в.