АННЕНКОВ, Юрий АННЕНКОВ, Юрий. Портрет фотографа-художника М. Шерлинга. 1918 г. АННЕНКОВ, Юрий. Портрет жены художника балерины Е. Анненковой (Гальпериной). 1917 г. АННЕНКОВ, Юрий. Портрет В. Мотылевой. 1920 г. АННЕНКОВ, Юрий. Портрет А. Ахматовой. 1921 г. АННЕНКОВ, Юрий. Портрет Александра Тихонова. 1922 г.
АННЕНКОВ, Юрий.
(Annenkov, Yury., 1889-1974) русский и французский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, литератор. Родился в Петропавловске, Российская империя, куда был отправлен на поселение его отец, бывший член организации "Народная воля". В 1893 г. семья вернулась в Петербург. Дача Анненковых в Куок-кале, местечке под Петербургом, находилась недалеко от имения И. Репина. С детства окруженный творческими людьми, будущий художник рано увлекся рисованием. В 1908 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. Участвовал в революционном движении. Художественное образование Анненкова не было систематическим. Посещал школы-студии С. Зайденберга и Я. Ционглинского (1908-1910 гг.); занимался также в Училище технического рисования барона А. Штиглица (1909-1911 гг.) и парижских мастерских М. Дени и Ф. Валлотона. С 1913 г. - снова в Петербурге. В 1913 г. впервые принял участие в художественной выставке "Салон Независимых". Дебют художника оказался удачным. Испытал влияние ряда направлений искусства 1-й четв. ХХ в., в том числе кубизма и футуризма. Оттачивал свой остроумный и динамичный графический стиль в журнальных рисунках (для "Сатирикона", "Театра и искусства", "Лукоморья" и др. изданий). Сумел органично соединить в своих произведениях, в том числе в живописи ("Адам и Ева", 1913 г.), гибкую ритмику и декоративность модерна с чертами гротескной "зауми" в духе футуризма. Вошел в число видных деятелей нового русского театра - прежде всего, в качестве главного художника "Кривого зеркала" Н. Евреинова, где он оформил почти все спектакли, выступив одним из зачинателей экспрессионизма на русской сцене (исполнил и иллюстрации к книге Евреинова "Театр для себя", 1915-1916 гг.). Оформлял представления артистического кабаре "Привал комедиантов" (1916-1917 гг.), революционные массовые спектакли ("Гимн освобожденному труду" и "Взятие Зимнего дворца"; оба - 1920 г.). Опубликовал статьи "Ритмические декорации" (1919 г.) и "Театр до конца" (1921 г.), где выдвинул идею кинетически изменяющихся беспредметных декораций, - и осуществил этот замысел в постановках Большого драматического театра ("Газ" Г.Кайзера, 1922 г.; и "Бунт машин" А. Толстого, 1924 г.). В 1920 г. Анненков был избран профессором Академии Художеств. Был одним из организаторов ОСТа (Общества художников-станковистов). Член объединения "Мир искусства" (до 1924 г.). Еще в предреволюционные годы разработал самобытный тип "эстетского", чрезвычайно броского графического портрета, многие из этих рисунков (А. Ахматова, М. Горький, Е. Замятин, Б. Пастернак, В. Ходасевич и др.) по праву считаются классикой литературно-художественной иконографии. В 1917-1922 гг. зарисовал с натуры В. Ленина, А. Керенского, Г. Зиновьева и ряд других политических деятелей. Выпустил альбомы "Портреты" (1922 г.) и "17 портретов" (1926 г.); почти весь тираж последнего был, из-за наличия в нем "врагов народа", уничтожен. Его живописный портрет Л. Троцкого (1923 г.) стал предварением "сверхчеловечески"-героичных образов вождей в тоталитарном искусстве. Вершиной книжного искусства Анненкова явились романтически-сюрреальные и в то же время орнаментально-четкие иллюстрации к "Двенадцати" А. Блока (1918 г.), созданные в творческом общении с автором поэмы. Массу переизданий выдержал иллюстрированный им "Мойдодыр" К. Чуковского (1923 г.). Выехав в 1924 г. в заграничную командировку, обосновался с 1925 г. в Париже. По-прежнему много работал как дизайнер книги и сценограф (сотрудничал с Дж. Баланчиным, Н. Балиевым, Ф. Комиссаржевским, С. Лифарем, Л. Мясиным, Б. Нижинской, М. Чеховым). Порой выступал как художник и режиссер одновременно, ставил русскую классику в парижских театрах "Плейель" и "Вье-Коломбье" (1941-1957 гг.), а также в театре Монте-Карло (1961 г.). В станковом творчестве в 1940-е гг. переходил к трехмерным абстрактным коллажам. Внес выдающийся вклад в искусство кино, создав, в основном в духе классического модерна, декорации и костюмы более чем к 60 фильмам, в том числе к лентам Ф. Оцепа, Кристиан-Жака, М. Офюльса, Р. Сиодмака. За костюмы к фильму "Мадам де…" М. Офюльса (1953 г.) получил премию Американской академии киноискусства "Оскар". В СССР наибольшей известностью пользовался оформленный им фильм об А. Модильяни - "Монпарнас, 19" Ж. Беккера (1957 г.). Работал как художник-постановщик и на французском и западногерманском телевидении ("Вишневый сад" Г. Хильперта по А. Чехову, 1959 г., и др.). В 1945-1955 гг. - президент "Синдиката техников французской кинематографии". В 1969-1970 гг. оформлял книги А. Солженицына в издательстве "YMCA-Press". Совмещал занятия графикой и станковой живописью. За рубежом раскрылся литературный дар Анненкова. Его мемуары "Дневник моих встреч" представляют серию ярких литературных портретов русских писателей, художников, музыкантов. Под псевдонимом Б. Темирязев он написал книги "Повесть о пустяках" и "Рваная эпопея". Умер в Париже, Франция. В наше время, на одном из аукционов, работа Анненкова "Портрет Александра Тихонова" (1922 г.) была продана за $6,27 млн. Анненков, картины которого до сих пор пользуются особым успехом среди коллекционеров, внес поистине огромный вклад в искусство ХХ в.