БОГОЛЮБОВ, Алексей БОГОЛЮБОВ, Алексей. Афонское сражение 19 июня 1807 года. 1853 г. БОГОЛЮБОВ, Алексей. Венеция. 1850-е гг. БОГОЛЮБОВ, Алексей. Лунная ночь на Неве близ Биржи. 1850-е гг. БОГОЛЮБОВ, Алексей. Кронштадтский рейд с кораблями вечером. 1855 г. БОГОЛЮБОВ, Алексей. Синоп. 1858 г. БОГОЛЮБОВ, Алексей. Морской бой. 1859 г. БОГОЛЮБОВ, Алексей. Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен Валери в Ко (Фр.). Ок. 1859 г.
БОГОЛЮБОВ, Алексей.
(Bogolyubov, Alexey., 1824-1896) русский художник-маринист, мастер русской батальной марины. Родился в с. Померанье, Новгородская губерния, Россия, в семье ветерана Отечественной войны 1812 г., по матери он - внук писателя А. Радищева. В 1841 г. окончил Морской кадетский корпус и служил на флоте, побывал во многих странах. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. С 1849 г. посещал классы Петербургской АХ, учился у М. Воробьева (1787-1855) и Б. Виллевальде (1818-1903). Однако наибольшее влияние оказал на него И. Айвазовский (1817-1900). В 1853 г. Боголюбов выходит из стен АХ с большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. Одновременно он добивается отставки от службы и назначается художником Главного морского штаба. В 1854-1860 гг. ездит по Европе, упорно и много работает с натуры, не упускает случая вновь поучиться у значительных художников. В Риме знакомится с А. Ивановым (1806-1858), который хвалит его работы, отмечает живописную одаренность. В Женеве он пользовался советами знаменитого А. Калама (1810-1864), известного швейцарского художника, чьи эпические, в основном альпийские пейзажи были чрезвычайно популярны в XIX в. и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие пейзажного жанра, В Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у пейзажиста-мариниста А. Ахенбаха (1815-1910). В Париже восхищается барбизонцами и одновременно критикует их. Французские художники, в свою очередь, оценили оригинальность Боголюбова, его преданность натуре, нежелание заниматься сочинительством в пейзаже. В мастерской Боголюбова любил бывать К. Коро (1796-1875). Возвратившись в 1860 г. в Россию с огромным количеством картин и этюдов (среди которых были "Ярмарка в Амстердаме", ок. 1859 г.; "Рыбный рынок в Схевенингене", 1859 г., и др.), Боголюбов показал свои работы на выставке в АХ и получил от изумленного академического Совета звание профессора и особую благодарность. Некоторое время он преподавал в АХ. В 1860-х гг. совершил три поездки по Волге. Великая русская река поразила Боголюбова ширью необъятной и красотой мест. Именно тогда из произведений Боголюбова окончательно исчезает романтический налет в духе Айвазовского и остается красота самой действительности, появляется другая нота - эпическая. Он пишет пейзажи с широким охватом пространства, передает определенное освещение, состояние дня ("Ипатьевский монастырь под Костромой", 1861 г.; "Крестный ход в Ярославле", 1863 г. и др.). Ряд работ вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель "Волга от Твери до Астрахани". По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850-1870-х гг. выполняет серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. ("Синопское сражение 18 ноября 1757 года", 1857-1859 гг.; "Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке", 1866 г.; "Бой у озера Эзель 24 мая 1719 года", 1866-1872 гг.; "Взрыв турецкого монитора", 1877 г., и др.). Условия заказа диктовали точность в изображении всех деталей корабельной оснастки и передаче исторических подробностей. С 1873 г. и до самой смерти Боголюбов по совету докторов зимние месяцы проводит во Франции, только летом приезжая на родину. Во Франции его живопись становится более свободной, открытой, пленэрной. Нет тщательной выписанности, гладкости письма прежних работ, зато в пейзажах много непосредственного, живого чувства. Этюд постепенно завоевывает права картины ("Дьепп. Утро", 1870-е гг.; "Лес в Веле. Нормандия", 1871 г.; "Москва-река у Звенигорода", 1880-е гг.; "Вид Саратова с Соколовой горы", 1887-1888 гг.; "Болото. Виши", 1880-е гг.; "Ментона. Франция", 1887 г., и др.). В 1871 г. Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В Париже он всячески опекает русских пенсионеров (И. Репина, В. Поленова, К. Савицкого, В. Верещагина, А. Беггрова и др.), знакомит их с французским искусством, достает выгодные заказы, устраивает выставки русских живописцев, наконец, в 1877 г. основывает Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников. В России - состоит в правлении ТПХВ, всячески поддерживает идеи И. Крамского и в определенный момент оказывается почти единственным в окружении главы передвижников, кто его понимает. В 1885 г. Боголюбов создал в Саратове на основе собственного собрания первый в России провинциальный художественный музей и дал ему имя своего деда А. Радищева. Позже при музее открылась рисовальная школа. Музею и школе он завещал все состояние. Боголюбов также много работал над литографией, офортом и росписью фарфора, исполнял работы по стенной живописи. Прожив во Франции почти 20 лет, в семьдесят два года, художник умер в Париже. Произведения: "Пассажирский пароход Император Николай у Черноморского побережья" (1848 г.), "Венеция" (1850-е гг.), "Палермо" (1850 г.), "Вид на Смольный монастырь с Большой Охты" (1851 г.), "Таллиннский порт" (1853 г.), "Катание на Неве" (1854 г.), "Антверпен" (1854 г.), "Вид Сорренто" (1856 г.), "Берег близ Сорренто" (1857 г.), "Синоп" (1858 г.), "Вид Венеции. Дворец дожей" (1860 г.), "Парусники в заливе" (1860 г.), "Пиза. Вид на баптистерий и собор" (1863 г.), "Лидо. Венеция" (1870-е гг.), "Имение Боголюбова" (1877 г.), "Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве" (1880 г.), "Прибой в Ментоне" (1880-е гг.), "Вель" (1887 г.), "Шторм. Причал" (1888 г.) и др. Бесценный вклад Боголюбова в изображение морского пейзажа являлся непревзойденным примером для последующих поколений русских пейзажистов - Ф. Васильева (1850-1873), Р. Судковского (1850-1885), В. Орловского (1842-1914) и др. Творчество и общественно-художественная деятельность художника - интересная, своеобразная страница в истории русской культуры второй половины XIX в., в истории русско-французских связей. Произведения Боголюбова находятся в Третьяковской галерее в Москве ("Золотой рог в Константинополе" 1850 г., "Устье Невы" 1872 г., "Летняя ночь на Неве у взморья"), Русском музее в Санкт-Петербурге ("Лунная ночь на море" 1871 г., "Синопское сражение 18 ноября 1753 г." 1857-1859 гг., "Ярмарка в Амстердаме" ок. 1859 г.), а также в Киевском музее русского искусства, музеях Саратова, Иркутска, Краснодара, Н. Новгорода, Омска, Пензы, Ставрополя, Твери, Тюмени, Феодосии и др.