ЛАГОРИО, Лев ЛАГОРИО, Лев. Вид на Аю-Даг от Алушты. 1890 г. ЛАГОРИО, Лев. Возка льда. 1849 г. ЛАГОРИО, Лев. На острове Капри. Береговые утесы. 1859 г. ЛАГОРИО, Лев. В горах Кавказа. 1879 г. ЛАГОРИО, Лев. Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 г. 1891 г. ЛАГОРИО, Лев. Кавказское ущелье. 1893 г. ЛАГОРИО, Лев. Лунная ночь на Неве. 1898 г.
ЛАГОРИО, Лев.
(Lagorio, Lev., 1826-1905) русский художник-маринист, баталист. Родился в Феодосии, Крым, Россия, в семье неаполитанского вице-консула. Рано обнаружив в себе способности и влечение к рисованию, Лагорио в 1839-1840 гг. попал в мастерскую И. Айвазовского. В 1843 г. поступил в петербургскую Академию художеств в пейзажный класс к М. Воробьеву. Одновременно он занимался у А. Зауэрвейда, а позже у Б. Виллевальде. Юношу особенно увлекало изображение моря. С целью совершенствования мастерства мариниста в 1845 г. Лагорио совершил путешествие на военном фрегате "Грозящий", а год спустя на собственной лодке плавал по Финскому заливу. Во время своего студенчества участвовал в создании портрета Козьмы Пруткова. В его творчестве безмятежность итальянской школы слились с русским психологизмом, что делает его картины особенно интересными. Лагорио рано достиг профессионального мастерства, всегда стремился к реалистичной передаче природы, точно воссоздавая пейзаж тех мест, которые изображал. В 1847 г. был удостоен малой серебряной медали за "Финляндский вид", в 1848 г. - большой серебряной медали за этюд с натуры. Через три года после поступления удостоился золотой медали 2-й степени за работу "Вид в окрестностях Выборга". В 1850 г. получил звание художника XIV класса и золотую медаль 1-й степени за "Вид на Лахте, близ Петербурга". В 1851 г. был отправлен за казенный счет на Кавказ. Один из его кавказских видов, результат его поездки на Кавказ в 1851 г., был куплен императором Николаем I. В 1852 г., после окончания Академии приняв российское подданство, отправился в пенсионерскую поездку в Европу, где пробыл восемь лет. В течение 1853 г. проживал в Париже, где занимался изучением живописи французских мастеров в Лувре и Люксембургском дворце. В 1854 г. переехал в Рим. В 1857 г., после окончания пенсионерства получил разрешение продлить пребывание за границей на собственные средства сроком на два года. Многие русские пейзажисты, находившиеся в Италии в середине XIX в., часто подражали творчеству С. Щедрина (1791-1830), работая в тех местах и зачастую с тех же точек, что и предшественник, поскольку именно такие виды хорошо принимались в стенах Академии художеств. В отличие от них, Лагорио пытался найти образ Италии, не напоминающий известные к тому времени картины. Именно поэтому у него преобладают виды укромных уголков природы, садики, дикие скалы, часовни, крохотные водоемы посреди высоких и угнетающих своей мощью гор. Даже если художник изображал известные места Италии или же дома местных жителей, он старался показать их с неожиданных сторон, пытаясь придать пейзажу занимательность и новизну. Этим и интересна картина "Окрестности Неаполя с видом на Везувий" (1860 г.). По возвращении в Россию в 1860 г. получил звание профессора за привезенные картины "Фонтан Аннибала, в Рокка-ди-Папа", "Капо-ди-Монте, в Сорренто" и "Понтинские болота". Глубокое признание художника Академией художеств сделало его популярным в кругах столичной знати. В 1861 г. совершил поездку на Кавказ, после чего представил императору Александру II три картины кавказских видов: "Дарьяльское ущелье", "Эльбрус" и "Гут-гора", за которые был удостоен ордена святой Анны 3-й степени. В 1863 г. он снова отправился на Кавказ. Кавказские виды Лагорио отличаются глубоким изучением натуры и интересом к эффектам освещения. Особенно увлекал художника мотив контрастности густой тени и яркого свечения горной гряды в лучах солнца, остающегося за пределами картины. Подобный мотив, свойственный многим русским художникам середины XIX в., несомненно, возник под влиянием знаменитой картины И. Айвазовского "Девятый вал", где пафос борьбы людей за выживание подчеркивается настоящим гимном солнцу. Однако, в отличие от И. Айвазовского, писавшего свои закаты и восходы солнца по памяти, другие русские художники, и в том числе Лагорио, создавали картины по тщательному этюду с натуры, что исключало изображение яркого света, но зато часто делало картины более правдоподобными. В 1864 г. вернулся с Кавказа и окончательно поселился в Санкт-Петербурге, летние месяцы проводил в Судаке, где у него была мастерская, также ежегодно предпринимал многочисленные путешествия в южные районы России, в Финляндию, Норвегию, Турцию. Любимой темой Лагорио было морское побережье, сочетавшее различные состояния моря и участка берега, примыкающего к морю. Начиная с 1880-х гг. художник много работал акварелью. С 1880 г. ежегодно проводились выставки Кружка русских акварелистов, действительным членом которого состоял Лагорио. Одной из главных тем как акварелей, так и станковых картин художника оставался Крым. Как и многие русские художники, участвовал в качестве корреспондента в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В 1885 г. получил заказ на серию картин с сюжетами о русско-турецкой войне. Популярность, однако, не приводила его к материальному достатку. Художник неоднократно обращался с просьбами о выдаче ему денежных авансов в счет будущих картин, а также для поездок с "художественной целью". Нельзя не отметить и чрезвычайную кропотливость Лагорио в работе над заказными батальными композициями: на некоторые из них он тратил несколько лет, что явно не способствовало его состоятельности. Был женат на Елене Лубны-Герцик. Дочь Ольга окончила консерваторию, пела в Мариинском театре. В 1900 г. Лагорио был избран почетным членом Академии художеств - своеобразным знаком достойного вклада в русскую живопись. Феодосийский краеведческий музей носит название "Дом Лагорио". Умер в Санкт-Петербурге. Произведения: "Возка льда" (1849 г.), "Вид на Лахту в окрестностях Петербурга" (1850 г.), "Вид на Неву и Петропавловскую набережную с домиком Петра I" (1859 г.), "Фонтан Аннибала в Рокка-ди-Папа близ Рима" (1860 г.), "Северный пейзаж" (1872 г.), "В горах Кавказа" (1879 г.), "Батум" (1881 г.), "Императорская яхта "Держава"" (1886 г.), "Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года" (1891 г.), "Крымский пейзаж" (1891 г.), "Дача" (1892 г.), "Кавказское ущелье" (1893 г.), "Хутор на острове" (1895 г.), "Морской пейзаж" (1897 г.), "Лунная ночь на Неве" (1898 г.), "В горах Кавказа" (1879 г.), "Морской пейзаж" (1897 г.) и др.