РОГИНСКИЙ, Михаил РОГИНСКИЙ, Михаил. Красная дверь. 1965 г. РОГИНСКИЙ, Михаил. Розовый забор. Рельсы. 1963 г. РОГИНСКИЙ, Михаил. Спички "Снайпер А.Павлюченко". 1965 г. РОГИНСКИЙ, Михаил. Кастрюля на примусе. 1965 г. РОГИНСКИЙ, Михаил. Стенка с розеткой. 1965 г. РОГИНСКИЙ, Михаил. Чайник. 1965 г. РОГИНСКИЙ, Михаил. Витрина. 1982 г. РОГИНСКИЙ, Михаил. Зимой. 1997 г.
РОГИНСКИЙ, Михаил.
(Roginsky, Mikhail., 1931-2004) российский живописец, театральный художник, автор ассамбляжей и объектов. Родился в Москве. Его отец - один из организаторов библиотечного дела в Красной Армии, начальник библиотеки Центрального дома Красной Армии. Учился в Московском городском художественном училище (класс М. Перуцкого, 1946-1950 гг.) и Московском областном художественном училище "Памяти 1905 г." (специальность "художник театра", 1950-1951 гг.). В 1950-1953 гг. - служба в армии. В 1954-1960 гг. работал художником в театрах Северодвинска, Лысьвы, Пскова и Златоуста. Преподавал в Московской городской художественной школе на Кропоткинской улице (1963-1969 гг.) и Заочном Народном университете искусств им. Н. Крупской (1969-1976 гг.). Творчество художника развивалось в русле альтернативной культуры. В начале 1960 гг. создал серию живописных работ, стилистика которых ориентирована на стилистику советского уличного и железнодорожного плаката. Лучшие работы классического Рогинского – портреты главных предметов аскетического советского быта – примуса, чайника, спичечного коробка, электрического счетчика, кафельной плитки, авоськи, набитой капустой. И это очень хорошие монументальные портреты, писанные с большим чувством, хотя и весьма сурово, почти примитивистски. Портреты этих привычных вещей передавали ощущение времени. Любая красивость и манерность изгонялись из его аскетичной живописи. Когда-то они воспринимались как вызов традиции, сегодня же - это сама традиция. Свой стиль художник называл документализмом, продолжением поп-арта. В 1965 г. от картинных изображений он переходит к ассамбляжу и объекту. Автор первого реди-мейда в советском искусстве - "Красная дверь" (1965 г.). Эти произведения в специальной литературе принято описывать как прото-поп-арт. Участвовал в многочисленных квартирных выставках и в полуофициальных показах нонконформистского искусства (1960-1970 гг.). В 1976 г. в залах МОСХа на Беговой была открыта большая выставка двенадцати художников. Своего рода двенадцать маленьких персональных выставок. Рогинский показывал шестнадцать работ 1962-1967 гг. Три городских жанра и работы из серий "Кафель", "Примусы", "Спички". В 1978 г. Рогинский эмигрировал во Францию. Позднее творчество художника можно рассматривать как вариант неоэкспрессионизма, в котором по-прежнему чувствуется поп-артистское отношение к обычному предмету. Обширный "Московский цикл" художника сер. 1990-х - нач. 2000-х гг. посвящен советскому прошлому, его людям, быту, архитектуре. Посетив Москву 15 лет спустя, он вернулся к традиционной живописи с трехмерным пространством - к натюрмортам, сценам с людьми, городским пейзажам. Новая серия Рогинского - нескончаемая вереница сумрачных серых полотен с изображениями серых людей в серых городах. Некоторые снабжены текстом. Что-нибудь вроде "иногда на главных улицах много народа" или фрагментов разговора о том, каково мерзнуть в ожидании общественного транспорта. В сером колорите этих картин много оттенков, и от всех них веет застарелой тоской и безысходностью. Написана серия "Пешеходная зона" (2003 г.), по памяти. В постперестроечный период началось признание Рогинского в России и осмысление его как классика нонконформистского искусства. Персональные выставки прошли в ГЦСИ, ГТГ, ГРМ, галерее Сэм Брук. Рогинский - лауреат премии "Мастер" (2003 г.). Произведения: "Розовый забор. Рельсы" (1963 г.), "Кафель" (1964), "Железнодорожная платформа" (1964 г.), "Красная дверь" (1965 г.), "Спички "Снайпер Павлюченко" (1965 г.), "Стол, стул, лампочка" (1965 г.), "Чайник" (1965 г.), "Трамвай 403" (1977 г.), "Мясной отдел" (1981-1982 гг.), "Витрина" (1982 г.), "В магазине" (1987 г.), "Пиджак" (1993 г.), "А также обувь" (1993 г.), "Несмотря на все он продолжает посещать выставки" (1994 г.), "Синий чайник" (1994 г.), "Метро - транспорт будущего" (1996 г.), "Городские бани. "Регулярное посещение бани - залог здоровья, бодрости и красоты. М. Шолохов" (1996 г.) и др. Умер в Париже на 73 году жизни. Работы находятся в собраниях: Государственная Третьяковская галерея, Москва; Государственный центр современного искусства, Москва; Московский музей современного искусства, Москва; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; Музей АРТ4, Москва; Музей "Другое искусство", РГГУ, Москва; Собрание Евгения Нутовича, Москва; Пермская государственная художественная галерея, Пермь; Колодзей Фонд, Нью-Джерси, США; Музей Циммерли университета Ратгерса, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США; Новый музей, Санкт-Петербург и др. В 2009 г. вышел сборник воспоминаний о художнике его друзей и коллег "Дураки едят пироги". Фонд Рогинского - швейцарский публичный фонд, созданный в 2014 г. в Лугано вдовой художника Л. Шелия-Рогинской и меценатом в области искусства И. Баженовой c целью сохранения и изучения творческого наследия художника Рогинского. Фонд располагает коллекцией работ Рогинского, а также уникальными документальными материалами.