ПРУШИНСКИЙ, Антоний ПРУШИНСКИЙ, Антоний. Портрет классика белорусской литературы В. Дунина-Марцинкевича. 1861-1862 гг. Минск. ПРУШИНСКИЙ, Антоний. Портрет матери, Розы Прушинской. Минск. 1858 г.
ПРУШИНСКИЙ, Антоний.
(Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895) белорусский, российский и польский фотограф. Начало фотографии в Беларуси и в Минске связано с именем Прушинского. Родился в имении Осинцы Вилейского уезда Минской губернии. Его родителями являлись шляхтич, граничный судья, владелец имения Осинцы Антоний Прушинский (1796-1873 гг.) и Роза Станьская. Прушинский имел природную склонность к творчеству, изучал фотодело за границей. В 1850 г. Прушинский открыл в Минске дагеротипную мастерскую, которая располагалась на ул. Францисканской (позже - Губернаторская, теперь - ул. Ленина). Дагеротипия - ранний фотографический процесс, основанный на светочувствительности йодистого серебра. Первая в мире работоспособная технология фотографии, использовавшаяся в течение двух десятилетий и вытесненная во второй пол. XIX в. более дешевыми и удобными процессами. Для создания изображения дагеротипа требовалась тщательно отполированная серебряная поверхность. Обычно серебро наносилось тонким слоем на медную пластинку, однако кроме меди были пригодны и другие материалы, такие как латунь. Пластинка могла быть серебряной и целиком. Получаемые с помощью технологии дагеротипы выглядят не так, как современные фотоснимки, а напоминают отражение в зеркале. Их изображение состоит из амальгамы, образующейся при взаимодействии серебра и ртути, поэтому дагеротипия часто называлась "зеркалом с памятью". В зависимости от наклона пластинки к источнику света при рассматривании, дагеротип может выглядеть как позитив и как негатив. В первые годы развития светописи (тогда еще дагеротипии) увлекались съемкой в основном богатые люди, так как это было дорогим занятием. С восходом солнца перед достопримечательными сооружениями в городах расставляли свои незамысловатые аппараты фотографы и терпеливо ждали, пока солнечные лучи произведут магическое действие на светочувствительную пластину. Среди первых фотографов были художники, изобретатели в области техники или предприимчивые ремесленники. Павильоны первых фотографов были со стеклянной стеной или стеклянным потолком. Дагеротипы изготовлялись разных размеров, от миниатюрных, которые вставлялись в перстень или медальон, до "кабинетного" размера. Выдержка при съемке длилась в ясную погоду несколько секунд, в пасмурную - до полуминуты. В павильонах были узорчатые драпировки, фоны с обоями разного цвета. На столиках были разложены предметы, которые хорошо получались на дагеротипах. К спинке кресел обязательно приставляли держатели для головы, иначе нельзя было получить четкого изображения при длительной выдержке. Кроме павильона существовало еще одно помещение - темная комната, лаборатория, где происходили все "таинства" - изготовление и проявление пластинок. Дагеротипы ретушировались, раскрашивались кисточками, как миниатюры, причем часто известными художниками. Некоторые исследователи утверждают, что в Минске была фотомастерская, основанная уже в 1839 г., почти сразу после того, как во Франции стало известно изобретение фотографии Луи Дагером. Скорее всего, эту фотомастерскую основал отец Прушинского - Антоний Прушинский. В 1850-е гг. в Минске пребывал русский художник-живописец Лавр Плахов (1810-1881), увлекшийся художественной фотографией и занимавшийся изготовлением дагерротипов. В нач. 1860-х гг. наряду с фотографией Прушинского, в Минске существовала и фотомастерская - Якова Брафмана (1824-1879). Самая ранняя белорусская фотография, о которой сегодня известно, 1858 года - на ней изображена мать Прушинского. Самая известная работа Прушинского, дошедшая до наших дней - это портрет белорусского поэта и драматурга, классика белорусской литературы, театрального и общественного деятеля Винцента Дунина-Марцинкевича, сделанный в 1861-1862 гг. в мастерской автора. На фотографии Дунин-Марцинкевич одет в "чамарку" - военную форму повстанцев - сюртук из серого сукна с полосами на груди. На обороте надпись на польском языке "ZAKLAD FOTOGRAFICZNY A. PROSZYNSKIEGO w MinskuLitewskim" ("Фотоателье А. Прушинского в Минск-Литовском"). Наибольшей популярностью у клиентов минских фотографий в этот период пользовался портрет. Заказчику дагеротипный портрет обходился в 25 царских рублей. Выполнялись одиночные и групповые портреты, съемки городских видов, архитектурных зданий, пейзажей, фоторепродукции икон и картин, что приносило неплохой доход. Фотограф автор группового портрета революционеров (на фото сам Антоний Прушинский, Михал Добровольский, Богуслав Семирадский, Валерий Володько, Ян Новаковский, Юзеф Любичанковский, Кароль Станкевич, Юзеф Бартошевич и Николай Короткевич; Минск, 1861 г.), группы интеллигенции (Минск, нач. 1860-х гг.), портретов повстанца Воловича (Минск, кон. 1850-х - 1860-е гг.), новогрудского шляхтича Владислава Гациского (Минск, 1863 г.) и др. Прушинский был участником восстания К. Калиновского, за что был арестован и в 1863 г. был сослан в Сибирь с конфискацией имения. Наказание отбывал в Каинском округе Томской губернии (ныне Новосибирская область). В 1864-1873 гг. находился в Томске. Там он содержит небольшую фотомастерскую, основой для открытия которой становится фотооборудование, перевезенное из Минска. С 1873 г. Прушинские жили уже в Варшаве. Там на протяжении 1874-1895 гг. Прушинский вновь организовывает фотомастерскую. Умер в Варшаве (район Прага). Старший сын Конрад (1851-1908) - известный издатель, писатель, автор одного из первых польских букварей, также был фотографом-любителем; внук Казимир (1875-1945) - польский изобретатель, один из родоначальников кинематографа этой страны, автор сюжетов и кинорежиссер первых документальных и игровых фильмов.