Васнецов, Аполлинарий. Васнецов, Аполлинарий. Красная площадь во второй половине XVII в. 1925 г. Васнецов, Аполлинарий. Родина. 1886 г. Васнецов, Аполлинарий. Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в. 1916 г. Васнецов, Аполлинарий. Озеро в горной Башкирии. Урал. 1895 г. Васнецов, Аполлинарий. Северный край. Сибирская река. 1899 г. ВАСНЕЦОВ, Аполлинарий. Тайга на Урале. Синяя гора. 1891 г. ВАСНЕЦОВ, Аполлинарий. Улица в Китай-городе. Начало XVII в. 1900 г.
ВАСНЕЦОВ, Аполлинарий.
(Vasnetsov, Apollinaris., 1856-1933) известный русский художник, мастер исторической живописи, график, художник театра, искусствовед, педагог. Родился в с. Рябово, Вятская губерния, Российская империя, в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых, младший брат Виктора Васнецова. В тринадцать лет мальчик остался сиротой. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника М. Андриолли. В 1870-е гг., проникшись идеями народничества, оставил искусство, став сельским учителем, но вскоре вернулся к живописи. В 1872 г. переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 гг. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Поленов, И. Репин, В. Суриков. В 1880-1890 гг. - снова в Петербурге, помещал свои рисунки в журналах "Живописное обозрение", "Всемирная иллюстрация" и др. Затем переселился в Москву. С 1882 г. ежегодно проводил лето на даче у брата в с. Ахтырка близ Абрамцево, имения С. Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка. В 1885-1886 гг. художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым. В 1898 гг. совершил путешествие по Франции, Италии и Германии. С 1883 г. Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок. Картина "Элегия" (1893 г.) была удостоена большой серебряной медали на Всемирной выставке в Париже. В ней нашли отражение настроения части русской интеллигенции, испытывавшей в то сложное, полное противоречий время чувства непонятости, одиночества и обращавшейся к символизму в искусстве. Шагом в творческом развитии Васнецова-пейзажиста были картины "Родина" (1886 г.) и "После дождя" (1887 г.), очень схожие по мотиву, содержанию, размеру и живописной манере. Пейзажный образ "Родины" Васнецова глубоко содержателен. Это обобщенный показ красоты и величия русской природы средней полосы России. В начале 1900 гг. он - уже известный художник. Был членом "Товарищества передвижников" (1888-1903 гг.) и одним из организаторов объединения "36 художников" (1901-1902 гг.) и "Союза русских художников" (1903-1923 гг.). С 1900 г. - академик петербургской Академии художеств. С 1903 г. - действительный член Академии художеств. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-1918 гг.), руководил классом пейзажной живописи после смерти И. Левитана. В 1923-1930 гг. преподавал в техникуме кустарной промышленности. С 1906 г. действительный член Московского археологического общества. В 1918-1929 гг. - председатель Комиссии по изучению старой Москвы. В 1927-1932 гг. - член ОХР. Важное место в его искусстве заняли мотивы девственной природы Урала и Сибири, образы древних гор, хмурых лесов и полноводных рек - эпические образы, примыкающие к искусству северного модерна: "Тайга на Урале. Синяя гора" (1891 г.), "Кама" (1895 г.) обе - в Третьяковской галерее, Москва; "Северный край. Сибирская река" (1899 г.), Русский музей, Петербург. Известен Васнецов прежде всего своими историко-архитектурными картинами, проникновенно воссоздающими облик Москвы XII-XVII вв., чаще всего - Москвы последнего "допетровского" века: "Улица в Китай-городе. Начало 17 в." (1900 г.); "Москва конца 17 столетия: на рассвете у Воскресенских ворот" (1900 г.); "Книжные лавочки на Спасском мосту" (1912 г.); "Гонцы. Ранним утром в Кремле" (1913 г.); все картины в Третьяковской галерее и др. Точные данные современной мастеру археологии одушевлены здесь поэтической фантазией, передающей не какие-то кусочки старинного быта, а его целостную среду. Здесь он не был одинок, в то время воссозданием быта и жизни допетровской России занимались и другие художники - А. Рябушкин, С. Иванов. Но как знаток старинной русской архитектуры Васнецов не знал себе равных. Принял участие в 1910 г. в создании в Вятке Художественно-исторического музея, идея создания музея принадлежала братьям Васнецовым. Работал над оформлением ряда спектаклей: "Иван Сусанин" (1885 г.), "Хованщина" (1897 г.), "Садко" (1899 г.) для Частной русской оперы С. Мамонтова. После революции продолжал свой цикл "историко-археологических" пейзажей, исполнив в 1920-е гг. ряд картин для Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). Писал также живописные этюды Москвы и Подмосковья. Активно пытался противостоять волне официального вандализма и сделать все возможное для предотвращения сноса архитектурных памятников. В 1931 г. стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету "Известия". На протяжении всей своей жизни Васнецов занимался литературной деятельностью. Его литературное наследие представлено разными жанрами: повести, рассказы, путевые очерки, воспоминания, автобиография. В 1929 г. он стал членом Всероссийского союза Советских писателей. Автор изданий: "Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи", М., 1908 г.; "Облик старой Москвы", в кн.: Грабарь И. История русского искусства, т. 2, М., 1910-1911 гг., гл. XIV. Умер в Москве. В Москве находится мемориальная квартира-музей художника (с 1965 г.). В 1981 г. в с. Рябово, на родине живописца, открыт Дом-музей В. и А. Васнецовых. В начале 1990-х гг. на территории этой усадьбы был установлен памятник в их честь. Аполлинарий Васнецов вошел в историю русской живописи и как мастер монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу Урала и Сибири, и как создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву.