БАЛЬТЕРМАНЦ, Дмитрий БАЛЬТЕРМАНЦ, Дмитрий. Иосиф Сталин, Лаврентий Берия, Георгий Маленков. Тушино. 1940 г. БАЛЬТЕРМАНЦ, Дмитрий. Атака. Ноябрь. 1941 г. БАЛЬТЕРМАНЦ, Дмитрий. Горе. Керчь. 1942 г. БАЛЬТЕРМАНЦ, Дмитрий. На военной дороге. 1941 г. БАЛЬТЕРМАНЦ, Дмитрий. Чайковский. Германия. 1945 г. БАЛЬТЕРМАНЦ, Дмитрий. Праздничный салют. Красная площадь. Москва. 9 мая 1945 г. БАЛЬТЕРМАНЦ, Дмитрий. Аргументы Никиты Сергеевича. Ташкент. 1961 г. БАЛЬТЕРМАНЦ, Дмитрий. Главные часы государства. 1964 г. БАЛЬТЕРМАНЦ, Дмитрий. Бакенщик. 1945 г.
БАЛЬТЕРМАНЦ, Дмитрий.
(Baltermants, Dmitry., 1912-1990) известный советский фотокорреспондент. Родился в Варшаве, Польша (входила тогда в состав Российской империи) в семье офицера царской армии Г. Столовицкого. Когда ребенку было три года, родители развелись, и мать вскоре вышла замуж за адвоката Н. Бальтерманца. В 1915 г., с началом Первой мировой войны, семья переехала в Москву. В годы революции их квартиру превратили в коммуналку, оставив Бальтерманцам одну комнату, где прошла почти вся жизнь фотографа. С детства интересовался фотографией. В четырнадцать лет Бальтерманц начал свою трудовую деятельность. Ему удалось попробовать свои силы в самых разных областях, однако более всего его привлекала фотография. В течение нескольких лет он ассистировал нескольким известным фотографам, помогал оформлять витрины в издательстве "Известия", работал наборщиком в типографии, киномехаником, помощником архитектора. В 1939 г. Бальтерманц закончил механико-математический факультет Московского Государственного Университета и стал преподавателем математики в Высшей военной академии, получив звание капитана. Через несколько месяцев раздался звонок из редакции газеты "Известия" - предложили поехать в командировку и сделать репортаж о вводе Советских войск на территорию Западной Украины. Бальтерманц был зачислен в штат "Известий" и стал профессиональным фотокорреспондентом. С началом Великой Отечественной войны Бальтерманц отправлен на фронт в качестве фотокорреспондента газеты "Известия". На страницах газеты появились его репортажи, посвященные строительству противотанковых укреплений под Москвой, обороне, военным действиям в Крыму, битве под Сталинградом. Сотрудничество с "Известиями" оборвалось. Из-за одной ошибочно напечатанной редакцией фотографии Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон (1942 г.). Жизнь фотографу спасло тяжелейшее ранение, грозившее ампутацией ноги. Пролежав в госпиталях до 1944 г., Бальтерманц снова отправился на фронт фотокорреспондентом - теперь уже от армейской газеты "На разгром врага". Вернувшись с фронта с орденами, медалями, сотнями публикаций и архивом в тысячи негативов, Бальтерманц не сразу нашел работу. Лишь А. Сурков - главный редактор "Огонька" - пригласил его в свой журнал (1954 г.), где он работал до конца своей жизни, сначала фотокорреспондентом, а затем зав. фотоотдела. После войны, "Огонек", один из лучших иллюстрированных журналов СССР, начал печатать цветные фотографии, и снимки Бальтерманца стали классикой "раннего цвета". В годы хрущевской "оттепели" Бальтерманц пережил настоящий расцвет своей популярности. В это время советские фотолюбители смогли увидеть многие "архивные", ненапечатанные в свое время фронтовые работы мастера, запечатлевшие не только подвиг, но смерть, горе, тяготы войны. В послевоенные годы "огоньковские" обложки Бальтерманца вырезали и использовали дома вместо картин - не ради идеологической выдержанности, а "для красоты". Парадные портреты Коненкова и Айтматова, Яблочкиной и Лихачева - будто не моментальные снимки, а написанные маслом полотна. Не меньшим успехом пользовались и "бытовые" снимки мастера, ведь фотографу удалось изобрести собственную формулу соцреализма - репортаж плюс постановочная съемка. Часто использовал фотоколлажи - как в художественных работах, так и в официальных репортажах. Так, в одной из самых известных его фотографий "Горе" (1942 г.), названных безыскусно и оттого правдивее и честнее, тяжелые облака на сером небе появились позже, в варианте, опубликованном в 1975 г. На снимке изображены женщины, разыскивающие тела родных в освобожденной от фашистов Керчи. Снимки официальных лиц в творчестве Бальтерманца стоят особняком. Мастер оставил потомкам фотографии шестерых генсеков - от Сталина до Горбачева. Самое удивительное в этих работах то, что, запечатлевая вождей в официальной обстановке, фотограф, тем не менее, умудрялся подчеркнуть индивидуальность каждого лица, создать фотографию, которая, отвечая принятой идеологии, все же тонко выражала саму суть эпохи. Уникальная художественная интуиция и высочайшее мастерство делали фотографии мастера шедеврами, что бы он ни снимал - тела в окопах, каплю росы на цветке, героические портреты рабочих, бескрайние виды Волги, суровую сибирскую тайгу и комсомольцев, прокладывающих сквозь нее БАМ. Автор фотографий: "И. Сталин, Л. Берия, Г. Маленков. Тушино" (1940 г.), "Рытье противотанковых рвов под Москвой. Октябрь. 1941 г.", "Охраняя небо Родины (Попытка собрать урожай первого года войны)" (1941 г.), "Бой за деревню" (1941 г.), "Атака, ноябрь" (1941 г.), "На дорогах войны" (1941 г.), "Горе. Керчь" (1942 г.), "Керчь. Январь. 1942 г.", "Пленные" (1943 г.), "Колонна немецких военнопленных проходит по Москве. 17 июля 1944 г.", "Чайковский, Германия" (1945 г.), "Победители" (1945 г.) и др. С 1960 г. многочисленные персональные выставки фотокорреспондента проходят в СССР и др. странах мира: Франции (1990 г.), Италии, Великобритании (1964 г.), Венгрии, Финляндии, США (1965 г.) и др. Фотограф стал мировой знаменитостью. Его знали и любили А. Картье-Брессон, Д. Куделка, М. Рибу, Р. Дуано и др. мэтры европейской фотографии. С 1965 г. - член редколлегии журнала "Огонек". 1970-1990 гг. - президент фотосекции Союза Общества дружбы с зарубежными странами. 1985-1987 гг. - член жюри "World Press Photo". Умер в Москве.