ВАНЬКОВИЧ, Валентий.
АЛЬХИМОВИЧ, Казимир. (Alchimowicz, Kazimierz., 1840-1916)
БЕКСИНСКИ, Здислав. (Beksinski, Zdislav., 1929-2005)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БОЗНАНСКАЯ, Ольга. (Boznanska, Olga., 1865-1940)
БОРЕТТИ, Теофил. (Boretti, Teofil-Eugeniusz., 1860-1910)
БРАНДЕЛЬ, Конрад. (Brandel, Konrad., 1838-1920)
БРАССЕ, Вильгельм. (Brasse, Wilhelm., 1917-2012)
БРОДОВСКИЙ, Антоний. (Brodowski, Antoni., 1784-1832)
БРУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Brukalski, Stanislaw., 1894-1967)
БУЛГАК, Ян. (Bulhak, Jan., 1876-1950)
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. (Vankovich, Valenty., 1800-1842)
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. (Wyspianski, Stanislaw., 1869-1907)
ГЕРЫМСКИЙ, Александр. (Gierymski, Aleksander., 1850-1901)
ГЛАДЫШ, Ян. (Gladysz, Jan Krystian., 1762-1830)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. (Dunikowski, Xawery., 1875-1964)
ЖУКОВСКИЙ, Станислав. (Zhukovsky, Stanislav., 1873-1944)
ЗЕМЛА, Густав. (Zemla, Gustaw., 1931-)
ЗИМЛЕР, Йозеф. (Simmler, Jozef., 1823-1868)
КАСПРШИЦКИЙ, Винсент. (Kasprzycki, Wincenty., 1802-1849)
КОНЕЧНЫ, Марьян. (Konieczny, Marian., 1930-2017)
КОССАК, Войцех. (Kossak, Wojciech., 1856-1942)
ЛЕЙКАМ, Марек. (Leykam, Marek., 1908-1983)
ЛЕМПИЦКА, Тамара. (Tamara de Lempicka., 1898-1980)
МАКОВСКИЙ, Томаш. (Makovsky, Tomasz., 1575-1630)
МАТЕЙКО, Ян. (Matejko, Jan., 1838-1893)
МЕРЛИНИ, Доминико. (Merlini, Domenico., 1730-1797)
МИХАЛОВСКИЙ, Пётр. (Michalowski, Piotr., 1800-1855)
НОРБЛИН, Жан Пьер. (Norblin de La Gourdaine, Jean Pierre., 1745-1830)
ОЛЕШКЕВИЧ, Иосиф. (Oleshkevich, Iosif., 1777-1830)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Александр. (Orlovsky, Alexander., 1777-1832)
ПАНКЕВИЧ, Юзеф. (Pankiewicz, Jozef., 1866-1940)
ПЕШКА, Юзеф. (Peszka, Jozef. , 1767-1831)
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. (Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895)
РОДАКОВСКИЙ, Генрих. (Rodakowski, Henryk., 1823-1894)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
РУЩИЦ, Фердинанд. (Rushchits, Ferdinand., 1870-1936)
СЕМИРАДСКИЙ, Генрих. (Semiradsky, Henry., 1843-1902)
СИКОРА, Станислав. (Sikora, Stanislaw., 1911-2000)
СМУГЛЕВИЧ, Франциск. (Smuglevich, Franсisk., 1745-1807)
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. (Strzeminski, Wladyslaw., 1893-1952)
СУХОДОЛЬСКИЙ, Януарий. (Suchodolski, January., 1797-1875)
СЮДМАК, Войтек. (Siudmak, Wojtek., 1942-)
ТАРАСЕВИЧ, Леон. (Tarasewicz, Leon., 1957-)
ТОМАШЕВСКИЙ, Генрих. (Tomaszewski, Henryk., 1914-2005)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ФАЯНС, Максимиллиан. (Fajans, Maksymilian., 1825-1890)
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. (Chelmonski, Jozef., 1849-1914)
ХОМЕНТОВСКАЯ, Софья. (Chometowska, Zofia., 1902-1991)
ЧЕХОВИЧ, Иосиф. (Czechowicz, Jozef., 1818-1888)
ШЕРМЕНТОВСКИЙ, Юзеф. (Szermentowski, Jozef., 1833-1876)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Szukalski, Stanislaw., 1893-1987)
ЯЩОЛД, Франтишек. (Jaszczold, Franciszek., 1808-1873)
|
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. Адам Мицкевич на горе Аю-Даг. 1827-1828 гг.
ВАНЬКОВИЧ, Валентий
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. Андрей Товянский. 1830 г.
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. Женщина раскладывает пасьянс. 1829 г.
ВАНЬКОВИЧ, Валентий.
(Vankovich, Valenty., 1800-1842) известный живописец, яркий представитель романтизма. Творчество Ваньковича связано с художественной жизнью Белоруссии, Литвы и Польши. Один из немногих белорусских художников ХIХ в., не только оставивший след в отечественной культуре, но и получивший известность далеко за пределами Отечества. Родился в поместье Колюжица Игуменского повета Минской губернии (сейчас Березинский р-н) в семье потомственного уездного судьи, владельца богатого имения. Детские годы прошли в с. Слепянка под Минском. Получил прекрасное образование — закончил Полоцкий иезуитский коллегиум, отделение литературы и искусства Виленского университета (1818-1824 гг., учился у Я. Рустема), Петербургскую академию художеств (учился с 1824 г.). Дружил с выдающимися людьми, написал портреты многих из них - пианистки М. Шимановской, скрипача К. Липиньского, поэта А. Пушкина, членов семьи Монюшко. В 1827 г. Ванькович решил создать параллельные портреты поэтических гениев – А. Пушкина и А. Мицкевича, который тогда вернулся в Петербург после ссылки в Одессу и Москву. Мицкевич во время этой ссылки совершил морское путешествие в Крым, следствием чего стало издание "Крымских сонетов". Под влиянием его сонетов художник выбрал для Мицкевича фоном скалу Аю-Даг. Пушкин был изображен в коротком испанском плаще альмавива, погруженным в поэтические раздумьи под сенью дерева. Портрет Пушкина не произвел должного впечатления, возможно потому, что был непривычен публике колоритным решением. Он долго хранился в усадебной коллекции картин в Большой Слепянке и пропал в 1863 г., когда имение было конфисковано за участие в восстании Я. Ваньковича, сына художника. Сохранился, однако, подготовительный набросок Ваньковича к этой картине. Иная судьба ждала работу "Адам Мицкевич на горе Аю-Даг": выставленная в 1828 г. в Академии художеств картина принесла Ваньковичу известность. Благодаря мицкевичской теме Ванькович заслужил почетное место классика в польском, литовском и белорусском искусстве, поскольку оказался первым художником, который запечатлел для потомков вдохновенный образ создателя "Гражины", "Свитязи", "Пана Тадеуша". Портрет получил такую популярность, что Ваньковичу пришлось выполнить несколько живописных копий, в том числе копию ему заказал и сам герой картины. Ванькович создал и удачный образ поэта для литографии. В 1829 г. Ванькович вернулся в Минск уже известным художником, автором "Портрета А. Мицкевича". Здесь у него две мастерские - в Малой Слепянке и в Минске вместе с другом Чеславом Монюшко, отцом знаменитого композитора Станислава Монюшко. Он много работает в это время, пишет портреты родственников, друзей. Среди них - портрет жены Анели Ростоцкой с тремя детьми, портрет сестры Станиславы Горновской, портреты Песецких, Тавяньских, слонимского предводителя дворянства Войцеха Пусловского и членов его семьи. За портреты, "писанные с натуры", Академия художеств в 1832 г. удостоила его звания "назначенного", предложив написать в 1833 г. программу на звание академика. Сложная политическая обстановка после 1830 г. и желание увидеть картины великих художников эпохи Возрождения побуждают Ваньковича покинуть Минск в 1839 г. Валентий за свои деньги едет за границу. Он останавливается в музеях Мюнхена, Дрездена, Берлина, копирует работы древних мастеров. В конце 1841 г. Ванькович приехал в Париж и остановился у своего лучшего друга А. Мицкевича. В это время он уже серьезно болен, но несмотря на это много работает. Пишет полотно "Апофеоз Наполеона", "Наполеон, плачущий над картой Европы", иконы "Евангелист Иоанн" и "Святая Клара", а также пишет предсмертный автопортрет. Болезнь прогрессирует (сердечная недостаточность) и 12 мая 1842 г., продиктовав другу Адаму завещание, он умирает. Художник прожил 42 года и умер вдали от родины в расцвете творческих сил, оставив после себя галерею превосходных романтических портретов. В истории европейской культуры имя Ваньковича связано творческими узами с именами Мицкевича и Пушкина. Работы Ваньковича можно увидеть в музеях Кракова, Парижа, Вильнюса, Санкт-Петербурга и других музеях мира. Дом-музей Ваньковичей - филиал Национального Художественного музея в Минске. В музее художника храниться богатая коллекция фотоматериалов, копий документов и произведений художника. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|