МАТЕЙКО, Ян.
АЛЬХИМОВИЧ, Казимир. (Alchimowicz, Kazimierz., 1840-1916)
БЕКСИНСКИ, Здислав. (Beksinski, Zdislav., 1929-2005)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БОЗНАНСКАЯ, Ольга. (Boznanska, Olga., 1865-1940)
БОРЕТТИ, Теофил. (Boretti, Teofil-Eugeniusz., 1860-1910)
БРАНДЕЛЬ, Конрад. (Brandel, Konrad., 1838-1920)
БРАССЕ, Вильгельм. (Brasse, Wilhelm., 1917-2012)
БРОДОВСКИЙ, Антоний. (Brodowski, Antoni., 1784-1832)
БРУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Brukalski, Stanislaw., 1894-1967)
БУЛГАК, Ян. (Bulhak, Jan., 1876-1950)
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. (Vankovich, Valenty., 1800-1842)
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. (Wyspianski, Stanislaw., 1869-1907)
ГЕРЫМСКИЙ, Александр. (Gierymski, Aleksander., 1850-1901)
ГЛАДЫШ, Ян. (Gladysz, Jan Krystian., 1762-1830)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. (Dunikowski, Xawery., 1875-1964)
ЖУКОВСКИЙ, Станислав. (Zhukovsky, Stanislav., 1873-1944)
ЗЕМЛА, Густав. (Zemla, Gustaw., 1931-)
ЗИМЛЕР, Йозеф. (Simmler, Jozef., 1823-1868)
КАСПРШИЦКИЙ, Винсент. (Kasprzycki, Wincenty., 1802-1849)
КОНЕЧНЫ, Марьян. (Konieczny, Marian., 1930-2017)
КОССАК, Войцех. (Kossak, Wojciech., 1856-1942)
ЛЕЙКАМ, Марек. (Leykam, Marek., 1908-1983)
ЛЕМПИЦКА, Тамара. (Tamara de Lempicka., 1898-1980)
МАКОВСКИЙ, Томаш. (Makovsky, Tomasz., 1575-1630)
МАТЕЙКО, Ян. (Matejko, Jan., 1838-1893)
МЕРЛИНИ, Доминико. (Merlini, Domenico., 1730-1797)
МИХАЛОВСКИЙ, Пётр. (Michalowski, Piotr., 1800-1855)
НОРБЛИН, Жан Пьер. (Norblin de La Gourdaine, Jean Pierre., 1745-1830)
ОЛЕШКЕВИЧ, Иосиф. (Oleshkevich, Iosif., 1777-1830)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Александр. (Orlovsky, Alexander., 1777-1832)
ПАНКЕВИЧ, Юзеф. (Pankiewicz, Jozef., 1866-1940)
ПЕШКА, Юзеф. (Peszka, Jozef. , 1767-1831)
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. (Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895)
РОДАКОВСКИЙ, Генрих. (Rodakowski, Henryk., 1823-1894)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
РУЩИЦ, Фердинанд. (Rushchits, Ferdinand., 1870-1936)
СЕМИРАДСКИЙ, Генрих. (Semiradsky, Henry., 1843-1902)
СИКОРА, Станислав. (Sikora, Stanislaw., 1911-2000)
СМУГЛЕВИЧ, Франциск. (Smuglevich, Franсisk., 1745-1807)
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. (Strzeminski, Wladyslaw., 1893-1952)
СУХОДОЛЬСКИЙ, Януарий. (Suchodolski, January., 1797-1875)
СЮДМАК, Войтек. (Siudmak, Wojtek., 1942-)
ТАРАСЕВИЧ, Леон. (Tarasewicz, Leon., 1957-)
ТОМАШЕВСКИЙ, Генрих. (Tomaszewski, Henryk., 1914-2005)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ФАЯНС, Максимиллиан. (Fajans, Maksymilian., 1825-1890)
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. (Chelmonski, Jozef., 1849-1914)
ХОМЕНТОВСКАЯ, Софья. (Chometowska, Zofia., 1902-1991)
ЧЕХОВИЧ, Иосиф. (Czechowicz, Jozef., 1818-1888)
ШЕРМЕНТОВСКИЙ, Юзеф. (Szermentowski, Jozef., 1833-1876)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Szukalski, Stanislaw., 1893-1987)
ЯЩОЛД, Франтишек. (Jaszczold, Franciszek., 1808-1873)
|
МАТЕЙКО, Ян
МАТЕЙКО, Ян. Битва под Грюнвальдом. 1878 г.
МАТЕЙКО, Ян. Станчик. 1862 г.
МАТЕЙКО, Ян. Коперник. 1873 г.
МАТЕЙКО, Ян. Костюшко под Рацлавицами. 1888 г.
МАТЕЙКО, Ян. Прусская дань. 1882 г.
МАТЕЙКО, Ян.
(Matejko, Jan., 1838-1893) польский художник, исторический живописец, портретист, мастер пейзажа, лидер национального романтизма в польском изобразительном искусстве. Родился в Кракове, в семье учителя музыки, выходца из Чехии. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852-1858 гг.), в AX в Мюнхене (1859 г.) и Вене (1860 г.). С 1860 г. работал в Кракове, где с 1873 г. был директором Школы изящных искусств. Писал главным образом многофигурные композиции, посвященные ключевым моментам истории Польши (чаще средневековой), стремясь откликнуться на недавние и современные политические события. В ранних работах своекорыстной шляхте, предающей национальные интересы, Матейко противопоставлял трагико-патетические образы патриотов ("Станьчик", 1862 г.; "Проповедь Скарги", 1864 г.; "Рейтан", 1866 г.), в аллегорической форме защищал себя от нападок официальной критики ("Приговор Матейке", 1867 г.). В его огромных, эффектно срежиссированных батальных и исторических композициях 1870-1880-х гг. достигнут впечатляющий драматизм действия, впрочем, нередко переходящий в чрезмерный пафос и подавляемый обилием мизансцен и историко-бытовых деталей ("Баторий под Псковом", 1871-1872 гг.; "Прусская дань", 1882 г.; "Костюшко под Рацлавицами", 1888 г.). Самым масштабным его произведением явилась грандиозная "Битва под Грюнвальдом"(1878 г.). Одни принимали картины Матейко с большим энтузиазмом, другие же относились к ним весьма критично. Самому же художнику невозможно было отказать и в истинном трудолюбии. С интервалом в два-три года появлялись новые картины, каждая из которых была вдумчивым отображением польской истории. Матейко работал также в жанрах пейзажа и портрета ("Вид Бебека под Константинополем", 1872 г.; "Автопортрет", 1872 г.; "Коперник", 1873 г.; портрет детей художника, 1879 г.). В перерывах между написанием этих выдающихся полотен Матейко создал галерею портретов польских королей, цикл История цивилизации в Польше, множество эскизов и небольших исторических картин. обращался к монументальной живописи (росписи в краковском костёле Девы Марии, 1889-1891 гг.). Художник умер в собственном доме на улице Флорианской во время работы над очередным полотном под названием "Присяга Яна Казимира". Творчество Матейко высоко ценилось такими крупными деятелями русской культуры, как В. Стасов, И. Репин и др. Дом художника ныне превращен в музей. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|