АЛЬХИМОВИЧ, Казимир. (Alchimowicz, Kazimierz., 1840-1916)
БЕКСИНСКИ, Здислав. (Beksinski, Zdislav., 1929-2005)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БОЗНАНСКАЯ, Ольга. (Boznanska, Olga., 1865-1940)
БОРЕТТИ, Теофил. (Boretti, Teofil-Eugeniusz., 1860-1910)
БРАНДЕЛЬ, Конрад. (Brandel, Konrad., 1838-1920)
БРАССЕ, Вильгельм. (Brasse, Wilhelm., 1917-2012)
БРОДОВСКИЙ, Антоний. (Brodowski, Antoni., 1784-1832)
БРУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Brukalski, Stanislaw., 1894-1967)
БУЛГАК, Ян. (Bulhak, Jan., 1876-1950)
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. (Vankovich, Valenty., 1800-1842)
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. (Wyspianski, Stanislaw., 1869-1907)
ГЕРЫМСКИЙ, Александр. (Gierymski, Aleksander., 1850-1901)
ГЛАДЫШ, Ян. (Gladysz, Jan Krystian., 1762-1830)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. (Dunikowski, Xawery., 1875-1964)
ЖУКОВСКИЙ, Станислав. (Zhukovsky, Stanislav., 1873-1944)
ЗЕМЛА, Густав. (Zemla, Gustaw., 1931-)
ЗИМЛЕР, Йозеф. (Simmler, Jozef., 1823-1868)
КАСПРШИЦКИЙ, Винсент. (Kasprzycki, Wincenty., 1802-1849)
КОНЕЧНЫ, Марьян. (Konieczny, Marian., 1930-2017)
КОССАК, Войцех. (Kossak, Wojciech., 1856-1942)
ЛЕЙКАМ, Марек. (Leykam, Marek., 1908-1983)
ЛЕМПИЦКА, Тамара. (Tamara de Lempicka., 1898-1980)
МАКОВСКИЙ, Томаш. (Makovsky, Tomasz., 1575-1630)
МАТЕЙКО, Ян. (Matejko, Jan., 1838-1893)
МЕРЛИНИ, Доминико. (Merlini, Domenico., 1730-1797)
МИХАЛОВСКИЙ, Пётр. (Michalowski, Piotr., 1800-1855)
НОРБЛИН, Жан Пьер. (Norblin de La Gourdaine, Jean Pierre., 1745-1830)
ОЛЕШКЕВИЧ, Иосиф. (Oleshkevich, Iosif., 1777-1830)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Александр. (Orlovsky, Alexander., 1777-1832)
ПАНКЕВИЧ, Юзеф. (Pankiewicz, Jozef., 1866-1940)
ПЕШКА, Юзеф. (Peszka, Jozef. , 1767-1831)
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. (Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895)
РОДАКОВСКИЙ, Генрих. (Rodakowski, Henryk., 1823-1894)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
РУЩИЦ, Фердинанд. (Rushchits, Ferdinand., 1870-1936)
СЕМИРАДСКИЙ, Генрих. (Semiradsky, Henry., 1843-1902)
СИКОРА, Станислав. (Sikora, Stanislaw., 1911-2000)
СМУГЛЕВИЧ, Франциск. (Smuglevich, Franсisk., 1745-1807)
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. (Strzeminski, Wladyslaw., 1893-1952)
СУХОДОЛЬСКИЙ, Януарий. (Suchodolski, January., 1797-1875)
СЮДМАК, Войтек. (Siudmak, Wojtek., 1942-)
ТАРАСЕВИЧ, Леон. (Tarasewicz, Leon., 1957-)
ТОМАШЕВСКИЙ, Генрих. (Tomaszewski, Henryk., 1914-2005)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ФАЯНС, Максимиллиан. (Fajans, Maksymilian., 1825-1890)
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. (Chelmonski, Jozef., 1849-1914)
ХОМЕНТОВСКАЯ, Софья. (Chometowska, Zofia., 1902-1991)
ЧЕХОВИЧ, Иосиф. (Czechowicz, Jozef., 1818-1888)
ШЕРМЕНТОВСКИЙ, Юзеф. (Szermentowski, Jozef., 1833-1876)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Szukalski, Stanislaw., 1893-1987)
ЯЩОЛД, Франтишек. (Jaszczold, Franciszek., 1808-1873)
|
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. Унизм. Композиция. 1931 г.
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. Ломая черный квадрат. 1924 г.
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. Моим друзьям евреям. 1945 г.
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. Персонаж с ребенком из серии "Западная Беларусь". 1939 г.
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. Пейзаж Лодзи. 1931 г.
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав.
(Strzeminski, Wladyslaw., 1893-1952) русский, белорусский и польский художник-авангардист, теоретик унизма в абстрактном искусстве. Родился в Минске в семье польского дворянина и подполковника Русской императорской армии. В 1904 г. 11-летний Стржеминский был отдан в 3-й Московский кадетский корпус. Окончив обучение в 1911 г., поступил в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге. Окончил училище в 1914 г. с присвоением звания инженерного подпоручика и получил назначение в Осовецкую крепостную сапёрную роту. Участник Первой мировой войны, дважды Георгиевский кавалер. Ночью 24 июля 1915 г. немецкая армия осаждала Осовец и применила хлор. Несколько рот крепости почти мгновенно потеряли до 50% состава. В 1916 г., во время миномётного обстрела русских позиций (под Першаями, ныне территория Першайского сельсовета в Республике Беларусь), одна из мин попала в траншею, где находился взвод Стржеминского. От близкого взрыва он получил множественные тяжёлые ранения. В полевом госпитале ему вынуждены были ампутировать правую ногу целиком и левую руку по локоть. Были также поражены глаза, правый впоследствии так и не восстановился полностью. После операции Стржеминский был эвакуирован в Москву для дальнейшего лечения. На лечение был переведен в Прохоровскую больницу в Москву, где среди сестер милосердия впервые встретил будущую жену Катажину Кобро (1898-1951). Художник испытывал боль от протезов и до конца жизни вынужден был ходить только на костылях. Став в 22 года полным инвалидом, Стржеминский должен был стараться найти новую цель в жизни. В 1918-1920 гг. руководил отделом искусства в Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) РСФСР и одновременно преподавал вместе с В.Татлиным на СВОМАСе (Свободных Художественных Мастерских). В 1918 г. он обучался в Государственных свободных художественных мастерских в Москве, где среди его учителей был К. Малевич. Эта встреча стала судьбоносной для Стржеминского, во многом определив его дальнейший творческий путь. Через год он стал членом Московской коллегии по делам искусства, недолго возглавлял Всероссийское центральное выставочное бюро. Впервые его работы были выставлены в 1919 г. на VIII Государственной выставке в Москве ("Исследование папиросы", "Портрет И. Жукова"). Малевич уехал из Москвы в Витебск, а его верный последователь и ученик Стреминский на время вернулся к родне в родной Минск и даже успел оформить столицу Литовско-Белорусской республики (1919 г.) к годовщине Красной армии - соорудил из фанеры и листа металла памятник красноармейцу. Потом Стржеминский в Витебске, где в сотрудничестве с Малевичем занимался открытием I Государственной выставки местных и московских художников. Вскоре художник переехал в Смоленск, где с ноября 1919 г. стал заведующим секцией Губернского отдела народного образования. Там же он организовал изостудию, читал лекции о новом искусстве в Смоленской художественной галерее, выступал с инициативой открытия музея нового искусства, создавал плакаты для мастерской РОСТА политуправления Западного фронта. В 1920-1921 гг. руководил Смоленским филиалом УНОВИСа (Утвердители Нового Искусства). В эти годы работы Стржеминского экспонировались на многих выставках: III Выставка картин в Рязани в 1919 г. ("Рельеф"), Первая государственная художественная выставка в Смоленске в 1920 г. ("Автопортрет", пейзажи, "Швейная мастерская", "Кубистический натюрморт", а также эскизы к "Мистерии-буфф" Маяковского), Первая русская художественная выставка в Берлине в 1922 г. ("Счетчик", "Орудия и продукты производства", "Кубизм. Напряжение структуры материалов"). Для этих работ характерно сочетание кубистических и супрематических приемов, использование реальных материалов в рельефном построении. В 1922 г. вместе с женой, скульптором К. Кобро, переезжает из СССР в Польшу. Там Стржеминский стал своеобразным миссионером идей Малевича, опубликовав его цикл статей "Заметки о русском искусстве" в журнале "Zwrotnica" в 1922-1923 гг. В 1923 г. он участвовал в организации одной из самых известных выставок в истории польского авангарда - "Выставке нового искусства" в Вильно. На ней он выставил и 10 собственных супрематических работ, в числе которых "Плоская посткубическая конструкция (Разрушение черного квадрата)", "Синтетизм", "Проект железнодорожной станции в Гдыне". В 1920-е гг. художник, стараясь переосмыслить идеи Малевича, усиливал логическую сторону его концепции, что позволяло расширить границы соприкосновения искусства с точными науками. Стржеминский считал, что благодаря точному математическому расчету можно и нужно достичь гармонии в искусстве. Он развивал в своем творчестве концепцию "постсупрематизма", постепенно разработав собственную "универсальную художественную систему" - "унизм", целью которого было стремление к единству форм и фона картины. Это представление об абстрактной живописи являлось синтезом супрематизма Малевича и группы "De Stijl" П. Мондриана. В 1924 г. Стржеминский и Кобро принимают участие в организации варшавской авангардистской группы "Блок", издававшей и одноимённый журнал. В нём художник впервые изложил свои мысли на тему создания нового авангардистского течения "унизм", окончательно оформленного в изданной им в 1928 г. книге "Унизм в живописи", но особенного успеха ни этот стиль, ни сама книга не имели. Унизм, согласно Стржеминскому, являлся дальнейшим развитием супрематизма и требовал при создании полотен отказа от множественности форм изображения, дабы сохранить его единство. Множественность форм, как считал художник, "разрывает" единство картины. В 1926-1929 гг. создал цикл живописных "Архитектурных композиций". В 1930-е гг. писал натюрморты, городские пейзажи, кубистические композиции, создал серию морских пейзажей (1933-1934 гг.). Прежнюю многоцветность своих работ Стржеминский меняет в 1930-е гг. на светлую однотонность изображения. Им также была издана книга "Композиция пространства: Расчет пространственно-временнoго ритма" (1931 г.). В последние годы художник был увлечен такой аллегорической художественной формой, как послеобразы (powidoki) - абрисы предметов, которые остаются после того, как взглянуть на солнце. Участвовал в ежегодных салонах Польского союза художников в Варшаве, Польской ассоциации художников в Лодзи, Института пропаганды искусства. Провел персональные выставки в Лодзи (1927 г.), Познани (1933 г.) и Варшаве (1934 г.; совм. с Г. Стаевским). С сентября 1939 до мая 1940 г., прячась от начавшейся войны, вместе с семьёй жил в г. Вилейка, теперь на территории Белоруссии. Работал в местной гимназии. В Вилейке Стржеминский создал первый из военных серий рисунков под названием "Западная Беларусь". Затем, с семьей возвращается в Лодзь, к тому времени оккупированную фашистской Германией. Событиям войны посвящены серии рисунков: "Западная Белоруссия" (1939-1940 гг.), "Депортация" (1940 г.), "Война домам" (1941 г.), "Лица" (1942 г.), "Дешевый, как грязь" (1944 г.), "Руки, которые не с нами" (1945 г.) и коллажи "Моим друзьям евреям" (1945 г.). После войны снова на преподавательской работе. Стржеминский является автором революционной книги под названием "Теория видения". Он разработал типографский дизайн всех публикаций Библиотеки "a.r.". В послевоенной Лодзи был преподавателем в Высшей школе пластических искусств и дизайна (профессор), возглавлял отделение пространственных искусств, вел студию функциональной графики, читал лекции по теории искусства и композиции, его произведения выставлялись в "Неопластической комнате" в Музее искусства в Лодзи. В 1950 г. был приказом министра культуры отстранен от преподавания за несоответствие принципам социалистического реализма. В последние годы страдал туберкулезом. Умер в Лодзи в возрасте 59 лет. Стржеминский внес значительный вклад в историю мирового авангарда благодаря своей теории унизма. В 1956-1957 гг. в Лодзи и Варшаве состоялась первая посмертная выставка, положившая начало реабилитации его творчества. В 1958 г. был опубликован его труд "Теория зрения". В 1973 г. его произведения составили основу экспозиции "Конструктивизм в Польше. 1923-1936", обошедшей за десять лет многие города Европы и США. Персональные выставки состоялись в Дюссельдорфе (1980 г.), Лодзи (1985, 1988 гг.), Дании (Оденсе-Хернинг, 1985-1986 гг.), Варшаве (1989 г.), Голландии (Апелдорн, 1989 г.). Основное собрание работ находится в Музее искусств в Лодзи; в 1993 г. музей отмечал столетний юбилей художника. В Польше в 1993 г. вышел документальный фильм "Посмертный триумф Владислава Стржеминского", снятый его дочерью, в 2009 г. отчеканили посвященные ему монеты, тогда же вышел посвященный ему телеспектакль, а в 2016 г. - полноценный фильм "Послеобразы" (поставленный А. Вайдой). Академия изящных искусств в Лодзи носит имя художника. В 1993 г. в столетний юбилей живописца в Национальном художественном музее прошла конференция "Стржеминский на родине", а И. Кашкуревич организовал хэппенинг "Стржеминский в Минске. Послеобразы солнца". Год спустя в Минск приехала дочь художника Ника (1936-2001). В 2013 г. в Вилейке установлена скульптурная композиция, посвящённая памяти Стржеминского. |