| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий.


АЛЬХИМОВИЧ, Казимир. (Alchimowicz, Kazimierz., 1840-1916)
БЕКСИНСКИ, Здислав. (Beksinski, Zdislav., 1929-2005)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БОЗНАНСКАЯ, Ольга. (Boznanska, Olga., 1865-1940)
БОРЕТТИ, Теофил. (Boretti, Teofil-Eugeniusz., 1860-1910)
БРАНДЕЛЬ, Конрад. (Brandel, Konrad., 1838-1920)
БРАССЕ, Вильгельм. (Brasse, Wilhelm., 1917-2012)
БРОДОВСКИЙ, Антоний. (Brodowski, Antoni., 1784-1832)
БРУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Brukalski, Stanislaw., 1894-1967)
БУЛГАК, Ян. (Bulhak, Jan., 1876-1950)
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. (Vankovich, Valenty., 1800-1842)
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. (Wyspianski, Stanislaw., 1869-1907)
ГЕРЫМСКИЙ, Александр. (Gierymski, Aleksander., 1850-1901)
ГЛАДЫШ, Ян. (Gladysz, Jan Krystian., 1762-1830)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. (Dunikowski, Xawery., 1875-1964)
ЖУКОВСКИЙ, Станислав. (Zhukovsky, Stanislav., 1873-1944)
ЗЕМЛА, Густав. (Zemla, Gustaw., 1931-)
ЗИМЛЕР, Йозеф. (Simmler, Jozef., 1823-1868)
КАСПРШИЦКИЙ, Винсент. (Kasprzycki, Wincenty., 1802-1849)
КОНЕЧНЫ, Марьян. (Konieczny, Marian., 1930-2017)
КОССАК, Войцех. (Kossak, Wojciech., 1856-1942)
ЛЕЙКАМ, Марек. (Leykam, Marek., 1908-1983)
ЛЕМПИЦКА, Тамара. (Tamara de Lempicka., 1898-1980)
МАКОВСКИЙ, Томаш. (Makovsky, Tomasz., 1575-1630)
МАТЕЙКО, Ян. (Matejko, Jan., 1838-1893)
МЕРЛИНИ, Доминико. (Merlini, Domenico., 1730-1797)
МИХАЛОВСКИЙ, Пётр. (Michalowski, Piotr., 1800-1855)
НОРБЛИН, Жан Пьер. (Norblin de La Gourdaine, Jean Pierre., 1745-1830)
ОЛЕШКЕВИЧ, Иосиф. (Oleshkevich, Iosif., 1777-1830)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Александр. (Orlovsky, Alexander., 1777-1832)
ПАНКЕВИЧ, Юзеф. (Pankiewicz, Jozef., 1866-1940)
ПЕШКА, Юзеф. (Peszka, Jozef. , 1767-1831)
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. (Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895)
РОДАКОВСКИЙ, Генрих. (Rodakowski, Henryk., 1823-1894)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
РУЩИЦ, Фердинанд. (Rushchits, Ferdinand., 1870-1936)
СЕМИРАДСКИЙ, Генрих. (Semiradsky, Henry., 1843-1902)
СИКОРА, Станислав. (Sikora, Stanislaw., 1911-2000)
СМУГЛЕВИЧ, Франциск. (Smuglevich, Franсisk., 1745-1807)
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. (Strzeminski, Wladyslaw., 1893-1952)
СУХОДОЛЬСКИЙ, Януарий. (Suchodolski, January., 1797-1875)
СЮДМАК, Войтек. (Siudmak, Wojtek., 1942-)
ТАРАСЕВИЧ, Леон. (Tarasewicz, Leon., 1957-)
ТОМАШЕВСКИЙ, Генрих. (Tomaszewski, Henryk., 1914-2005)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ФАЯНС, Максимиллиан. (Fajans, Maksymilian., 1825-1890)
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. (Chelmonski, Jozef., 1849-1914)
ХОМЕНТОВСКАЯ, Софья. (Chometowska, Zofia., 1902-1991)
ЧЕХОВИЧ, Иосиф. (Czechowicz, Jozef., 1818-1888)
ШЕРМЕНТОВСКИЙ, Юзеф. (Szermentowski, Jozef., 1833-1876)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Szukalski, Stanislaw., 1893-1987)
ЯЩОЛД, Франтишек. (Jaszczold, Franciszek., 1808-1873)
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Оруженосец. 1925-1929 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Оруженосец. 1925-1929 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Дыхание. 1903-1917 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Дыхание. 1903-1917 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Маска А. Мицкевича. 1908 г.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Маска А. Мицкевича. 1908 г.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Голова польки. 1917-1920 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Голова польки. 1917-1920 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Памятник президенту г. Кракова Юзефу Дитлу. 1936 г.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Памятник президенту г. Кракова Юзефу Дитлу. 1936 г.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Памятник силезским повстанцам на горе Св. Анны. Катовицы. 1946-1955 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Памятник силезским повстанцам на горе Св. Анны. Катовицы. 1946-1955 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Работник. 1947-1948 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Работник. 1947-1948 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Монумент Освобождения в Ольштыне. 1949-1953 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Монумент Освобождения в Ольштыне. 1949-1953 гг.

ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий.

(Dunikowski, Xawery., 1875-1964) известный польский скульптор и живописец. Один из создателей польской скульптурной школы XX в. Родился в Кракове, Австро-Венгрия. Его отец служил кондуктором на железной дороге. Когда Дуниковскому было двенадцать лет, его семья переехала в Варшаву. Учился в Варшаве в скульптурных мастерских Б. Сыревича и Л. Васильковского (1894 г.), Школе изящных искусств в Кракове у А. Дауна (1896-1899 гг.), в Школе мастеров Академии художеств в Варшаве у К. Лящки (1899-1900 гг.). Профессор Школы изящных искусств в Варшаве (1904-1910 гг.). Член объединения "Искусство" (с 1908 г.). Посетил Сирию, Палестину, Египет (1904 г.), Италию (1905 г.) и Англию (1914 г.). В 1914-1923 гг. работал в Париже. Вернувшись на родину, преподавал в Академии художеств Кракова (1921-1939 гг.). Во время работы в Академии Дуниковский обучал многих польских скульпторов: Юзефа Гославского, Марию Ярему и др. В 1939 г. Польшу оккупируют гитлеровцы. Он остаётся в родном городе, где в трёх ателье хранились почти все его произведения. В 1940 г. скульптор был арестован немецкими оккупантами по подозрению в связях с движением Сопротивления и отправлен в Освенцим, откуда его освободили советские войска (1945 г.). Дуниковский выполнил много рисунков, набросков, портретов товарищей по лагерю. После войны продолжал преподавать в краковской Академии художеств (1946-1955 гг.). С 1955 г. жил в Варшаве. Профессор варшавской Академии и Высшей школы пластических искусств во Вроцлаве (1959-1964 гг.). На протяжении своего долгого творческого пути Дуниковский прошел через многие этапы развития европейского искусства ХХ в. В ранних работах он следует традиции реалистического психологического портрета ("Портрет художника Х. Щиглиньского" 1898 г.). Но уже очень скоро создает произведения, в которых выразились свойственные времени черты символизма и модерна ("Фатум" 1901 г.; "Дуновение" 1903 г.). Однако дальнейшие работы мастера свидетельствуют о новых творческих импульсах, об изменении стиля художника. В 1902 г. состоялась первая персональная выставка Дуниковского. В 1903 г. на страницах одного из журналов появилась и первая обширная рецензия о творчестве молодого скульптора. Испытал значительное влияние кубизма. Созданный цикл "Беременные женщины" (1906-1908 гг.) - это и пластический рассказ о женских судьбах, и философски трактованный обобщенный образ материнства. На смену стилевой изысканности пластического языка приходят явные элементы экспрессионизма (они заметны и в портретных изображениях - "Портрет актера Сольского" 1912 г.). В 1909 г. он принимает участие в конкурсе на памятник Ф. Шопену в Варшаве. В первые годы пребывания в Париже Дуниковский выполняет "Голову доктора Любельского" (1914 г.), врача парижской клиники. Скульптор словно отдал дань Родену, искусство которого в эти годы ощущалось пройденным этапом. Другая работа - "Голова мексиканца Демесса" (1917-1920 гг.), выполненная несколькими годами позже, свидетельствовала об ином творческом подходе. Сохраняя прежний реалистический подход к натуре, скульптор обогащает его использованием элементов греческой архаической пластики. Дуниковский создаёт серию женских скульптурных образов. Это монументализированные портреты-типы: "Американка", "Француженка", "Полька". Всё большее место в его творчестве занимают стилизация и декоративность. "Голова греческого певца", отличается чёткими скульптурными объёмами. Это памятник непокорённому величию народа Греции. Новый поворот в творчестве Дуниковского связан с работой над циклом "Вавельские головы" (1925-1929 гг.), который предназначался для заполнения пустующих кессонов потолка Посольского зала в Вавельском замке в Кракове. Мастеру предстояло дополнить эту серию изображениями польских исторических персонажей, а также деятелей современной истории и культуры своей страны. Таким образом, автор должен был постоянно иметь в виду предполагавшееся соседство с работами, которые сохранились от XVI в. Скульптор блестяще справился с этой сложной задачей. Вырезанные из дерева головы остро характерны, пластически выразительны. Они сочетают народную традицию скульптурного портрета-маски с романтической приподнятостью и благородством. Предполагавшийся проект размещения этой пластической серии в Вавеле, однако, не был осуществлен. В 1927 г. начался период блистательных зарубежных вояжей "Вавельских голов". Прага, Вена, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Копенгаген и другие города с восторгом встречали произведения Дуниковского. "Головы" прославили скульптора, в Польше его стали называть мастером "Вавельских голов". В период между двумя войнами Дуниковскому не довелось в полной мере проявить свой талант мастера монументальной скульптуры. О больших творческих возможностях художника свидетельствует "Памятник Юзефу Дитлу" (1936-1939 гг.) - ректору Краковского университета и президенту Кракова, жившему в XIX в. Крупные пластические массы делают его могучую фигуру в парадной мантии величественным монолитом, подчеркивающим волю и духовную мощь изображенного. В послевоенные годы стал одним из ведущих монументалистов страны. Дуниковский создал ряд монументов, отличающихся суровой героикой, выразительным сопоставлением геометризованных объёмов, органическим синтезом архитектуры, скульптуры и врезанного контурного рисунка. Таковы "Памятник силезским повстанцам" на горе Св. Анны близ Катовиц (1946-1955 гг.) и "Монумент Освобождения" в Ольштыне (1949-1953 гг.). В те же послевоенные годы скульптор продолжил работу над циклом "Вавельских голов", дополнив их новыми портретами. Трагические впечатления и тяжелые испытания, перенесенные мастером в фашистском концлагере, побудили его к созданию серии живописных картин "Освенцим" (1948-1955 г.). В экспрессивных, почти абстрактных образах художник старался передать ужасы пережитого. Лауреат Государственной премии ПНР (1949 г.). Умер Дуниковский в Варшаве. В 1964 г. в польской столице основан музей мастера. Издания о скульпторе: Ксаверий Дуниковский: Каталог выставки. М., 1949 г.; Ксаверий Дуниковский. Выставка скульптуры и живописи: Каталог. Варшава, 1958 г.; Уразова Л. Ксаверий Дуниковский. М., 1986 г.; Xawery Dunikowski. Rzezby. Obrazy. Rysunki. Katalog opracowala Aleksandra Kodurowa. Warszawa, 1975 г. и др.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024