ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав.
АЛЬХИМОВИЧ, Казимир. (Alchimowicz, Kazimierz., 1840-1916)
БЕКСИНСКИ, Здислав. (Beksinski, Zdislav., 1929-2005)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БОЗНАНСКАЯ, Ольга. (Boznanska, Olga., 1865-1940)
БОРЕТТИ, Теофил. (Boretti, Teofil-Eugeniusz., 1860-1910)
БРАНДЕЛЬ, Конрад. (Brandel, Konrad., 1838-1920)
БРАССЕ, Вильгельм. (Brasse, Wilhelm., 1917-2012)
БРОДОВСКИЙ, Антоний. (Brodowski, Antoni., 1784-1832)
БРУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Brukalski, Stanislaw., 1894-1967)
БУЛГАК, Ян. (Bulhak, Jan., 1876-1950)
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. (Vankovich, Valenty., 1800-1842)
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. (Wyspianski, Stanislaw., 1869-1907)
ГЕРЫМСКИЙ, Александр. (Gierymski, Aleksander., 1850-1901)
ГЛАДЫШ, Ян. (Gladysz, Jan Krystian., 1762-1830)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. (Dunikowski, Xawery., 1875-1964)
ЖУКОВСКИЙ, Станислав. (Zhukovsky, Stanislav., 1873-1944)
ЗЕМЛА, Густав. (Zemla, Gustaw., 1931-)
ЗИМЛЕР, Йозеф. (Simmler, Jozef., 1823-1868)
КАСПРШИЦКИЙ, Винсент. (Kasprzycki, Wincenty., 1802-1849)
КОНЕЧНЫ, Марьян. (Konieczny, Marian., 1930-2017)
КОССАК, Войцех. (Kossak, Wojciech., 1856-1942)
ЛЕЙКАМ, Марек. (Leykam, Marek., 1908-1983)
ЛЕМПИЦКА, Тамара. (Tamara de Lempicka., 1898-1980)
МАКОВСКИЙ, Томаш. (Makovsky, Tomasz., 1575-1630)
МАТЕЙКО, Ян. (Matejko, Jan., 1838-1893)
МЕРЛИНИ, Доминико. (Merlini, Domenico., 1730-1797)
МИХАЛОВСКИЙ, Пётр. (Michalowski, Piotr., 1800-1855)
НОРБЛИН, Жан Пьер. (Norblin de La Gourdaine, Jean Pierre., 1745-1830)
ОЛЕШКЕВИЧ, Иосиф. (Oleshkevich, Iosif., 1777-1830)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Александр. (Orlovsky, Alexander., 1777-1832)
ПАНКЕВИЧ, Юзеф. (Pankiewicz, Jozef., 1866-1940)
ПЕШКА, Юзеф. (Peszka, Jozef. , 1767-1831)
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. (Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895)
РОДАКОВСКИЙ, Генрих. (Rodakowski, Henryk., 1823-1894)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
РУЩИЦ, Фердинанд. (Rushchits, Ferdinand., 1870-1936)
СЕМИРАДСКИЙ, Генрих. (Semiradsky, Henry., 1843-1902)
СИКОРА, Станислав. (Sikora, Stanislaw., 1911-2000)
СМУГЛЕВИЧ, Франциск. (Smuglevich, Franсisk., 1745-1807)
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. (Strzeminski, Wladyslaw., 1893-1952)
СУХОДОЛЬСКИЙ, Януарий. (Suchodolski, January., 1797-1875)
СЮДМАК, Войтек. (Siudmak, Wojtek., 1942-)
ТАРАСЕВИЧ, Леон. (Tarasewicz, Leon., 1957-)
ТОМАШЕВСКИЙ, Генрих. (Tomaszewski, Henryk., 1914-2005)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ФАЯНС, Максимиллиан. (Fajans, Maksymilian., 1825-1890)
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. (Chelmonski, Jozef., 1849-1914)
ХОМЕНТОВСКАЯ, Софья. (Chometowska, Zofia., 1902-1991)
ЧЕХОВИЧ, Иосиф. (Czechowicz, Jozef., 1818-1888)
ШЕРМЕНТОВСКИЙ, Юзеф. (Szermentowski, Jozef., 1833-1876)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Szukalski, Stanislaw., 1893-1987)
ЯЩОЛД, Франтишек. (Jaszczold, Franciszek., 1808-1873)
|
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Автопортрет с женой. 1904 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Планты на рассвете. 1894 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Девочка с голубыми глазами. 1895 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Материнство. 1902 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Мадонна с ребенком. 1904 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Спящий Метек. 1904 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Вид из окна мастерской художника на Курган Костюшко. 1905 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Декор лестницы в доме Медицинского общества в Кракове. 1905 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав.
(Wyspianski, Stanislaw., 1869-1907) известный польский поэт, драматург, художник, театральный деятель. Родился в Кракове, Австро-Венгерская империя, в семье скульптора Францишека Выспяньского (1836-1902). Выспяньский - многогранная личность, которая поражает своей разносторонностью и талантами: живописец, мастер декоративно-прикладного искусства, график, скульптор, реставратор, дизайнер мебели и интерьеров, поэт, драматург, сценограф, театральный режиссер, преподаватель. Прожил короткую, но очень яркую жизнь. Учился в краковской Школе изящных искусств (1884-1895 гг., с перерывами) у В. Лущкевича и Я. Матейки и одновременно на философском факультете Ягеллонского университета в качестве слушателя истории искусства и классической истории, а также в академии Коларосси в Париже (1891-1894 гг.). В Париже на него повлияли творчество П. Гогена, набистов и японская гравюра на дереве. В 1890-1895 гг. посетил Италию, Швейцарию, Германию, Чехию. В изобразительном искусстве Выспяньский стремился к воплощению национального начала в рамках стиля "модерн". Удачно сочетал идеи модерна с фольклорными и историческими мотивами. Его работы отличает изящный, плавный контур. Поначалу художник использовал масляные краски, позднее живописец нашел более неприхотливый материал. Мастер предпочитал приглушенные тона, его излюбленным материалом стала пастель. Благодаря этому в его работах присутствует особая камерная атмосфера. Помимо своих литературных трудов он оставил после себя множество рисунков, живописных и пастельных изображений с видами родного Кракова, портретов собственных и окружавших его людей, разнообразные иллюстрации и графические работы. В 1894 г. Выспяньский возвратился в родной Краков, где вскоре был вовлечён в модернистское движение. В тот период художник разработал и принял участие в создании интерьера костёла францисканцев. Эта работа поразила современников смелым использованием замысловатых мотивов, изобилующих разнообразными растениями, геометрическими фигурами и геральдическими элементами. Настоятель костёла заказал ему несколько витражей. Мастер и на этом поприще добился огромного успеха, создав великолепные композиции: "Блаженная Саломея", "Четыре стихии", "Бог-отец" и "Раны св. Франциска"; за последнюю работу получил приз на выставке религиозного искусства в Кракове. В 1900 году Выспяньский женился на Т. Пытко, будущей матери четырёх его детей. Один из основателей (1897 г.) и видный участник краковского художественного объединения "Sztuka". Рисунки, такие как автопортрет (1890 г.) и путевые наброски Европы и Польши, являются наиболее яркими его работами. Особый интерес вызывает гербарий Выспяньского - серия великолепных рисунков разнообразных растений. Как художник отдавал предпочтение пастельному рисунку; первые работы в данной технике появились в период 1890-1894 гг. Главными персонажами картин Выспяньского являлись члены его семьи, друзья и коллеги-художники, среди которых К. Левандовский, Я. Мальчевский, Э. Пареньская, семья Крышталовичей, Л. Сольский, И. Сольская, Я. Станиславский. Его кисти также принадлежит большое количество пейзажей с видами краковского парка Планты, реки Вислы и её притока Рудавы, коттеджей в Грембово. В самом конце жизни Выспяньский сделал ряд зарисовок Кургана Костюшко, который был виден из окна его студии. Одной из его самых ярких графических работ является афиша спектакля "Там внутри" по Метерлинку. В 1896 г. Выспяньский создал серию детских портретов - "Девочка с миртом", "Девочка с букетиком фиалок", позже иллюстрировал Метерлинка и "Илиаду" Гомера, в рисунках к которой использовал детали, навеянные древнегреческой архитектурой, скульптурой и вазописью. Принимая участие в издании журнала "Zycie", Выспяньский создал новый тип оформления книги, достигнув декоративного единства шрифта и мягкого по ритму стилизованного растительного орнамента. Работал и в области декоративного искусства (оформление интерьера, лестницы и коридора дома Медицинского общества в Кракове, 1905 г.; эскизы мебели, тканей, изделий из металла). Создал проект реконструкции Вавельского замка (1905 г.), так и не воплощённого в жизнь. В 1905 г. он получил премию Академии за серию пейзажей с курганом Костюшки и смог приобрести усадьбу в д. Венгжцы под Краковом. В 1906 г. Выспяньский стал профессором краковской Академии изящных искусств, а также вошёл в состав Городского Совета. Участник художественных выставок: с группой "Sztuka" - "Венский сецессион" (1902 г., 1905 г.), "Захенты" в Варшаве и затем в Вильна (1903 г.), в Дюссельдорфе (1904 г.) и др. Принял участие в полиграфической выставке, организованной Товариществом "Польское прикладное искусство" (1905 г.). Персональная выставка художника состоялась во Дворце искусства в Кракове (1905 г.). В последние годы жизни его здоровье заметно пошатнулось, и он был вынужден пройти курс лечения (в Бад-Халле, курорт Австрии). В ноябре 1907 г. его перевезли в Краков, а 28 ноября в возрасте 38 лет он умер, от неизлечимого в то время сифилиса. Постоянное стремление Выспяньского к динамике, экспрессии, выражавшееся и в его художественных, и в литературных произведениях, было отражением того смятения, которое переживала Европа на рубеже XIX-XX вв., его творчество и теперь вызывает живой интерес у всех, кто любит и понимает искусство. В Кракове находится Музей Выспяньского, который является отделением Национального Музея. Перед зданием Национального Музея в Кракове ему установлен памятник. По инициативе польского Сейма 2007 г. был официально провозглашён "Годом Станислава Выспяньского" В 2017-2019 гг. в Национальном музее в Кракове была проведена крупнейшая ретроспектива работ культового польского мастера. В Польше в память о Выспяньском были выпущены в 1988 г. банкнота в 10000 злотых с изображением пейзажа и портрета художника, а также - в 2004, 2019 гг. выпущены монеты 2 и 20 злотых, монета Камеруна 1000 франков "Костел Св. Франциска в Кракове", декорированная стеклянным витражом - миниатюрной копией знаменитого шедевра Выспяньского "Бог-отец". |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|