| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав.


АЛЬХИМОВИЧ, Казимир. (Alchimowicz, Kazimierz., 1840-1916)
БЕКСИНСКИ, Здислав. (Beksinski, Zdislav., 1929-2005)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БОЗНАНСКАЯ, Ольга. (Boznanska, Olga., 1865-1940)
БОРЕТТИ, Теофил. (Boretti, Teofil-Eugeniusz., 1860-1910)
БРАНДЕЛЬ, Конрад. (Brandel, Konrad., 1838-1920)
БРАССЕ, Вильгельм. (Brasse, Wilhelm., 1917-2012)
БРОДОВСКИЙ, Антоний. (Brodowski, Antoni., 1784-1832)
БРУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Brukalski, Stanislaw., 1894-1967)
БУЛГАК, Ян. (Bulhak, Jan., 1876-1950)
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. (Vankovich, Valenty., 1800-1842)
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. (Wyspianski, Stanislaw., 1869-1907)
ГЕРЫМСКИЙ, Александр. (Gierymski, Aleksander., 1850-1901)
ГЛАДЫШ, Ян. (Gladysz, Jan Krystian., 1762-1830)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. (Dunikowski, Xawery., 1875-1964)
ЖУКОВСКИЙ, Станислав. (Zhukovsky, Stanislav., 1873-1944)
ЗЕМЛА, Густав. (Zemla, Gustaw., 1931-)
ЗИМЛЕР, Йозеф. (Simmler, Jozef., 1823-1868)
КАСПРШИЦКИЙ, Винсент. (Kasprzycki, Wincenty., 1802-1849)
КОНЕЧНЫ, Марьян. (Konieczny, Marian., 1930-2017)
КОССАК, Войцех. (Kossak, Wojciech., 1856-1942)
ЛЕЙКАМ, Марек. (Leykam, Marek., 1908-1983)
ЛЕМПИЦКА, Тамара. (Tamara de Lempicka., 1898-1980)
МАКОВСКИЙ, Томаш. (Makovsky, Tomasz., 1575-1630)
МАТЕЙКО, Ян. (Matejko, Jan., 1838-1893)
МЕРЛИНИ, Доминико. (Merlini, Domenico., 1730-1797)
МИХАЛОВСКИЙ, Пётр. (Michalowski, Piotr., 1800-1855)
НОРБЛИН, Жан Пьер. (Norblin de La Gourdaine, Jean Pierre., 1745-1830)
ОЛЕШКЕВИЧ, Иосиф. (Oleshkevich, Iosif., 1777-1830)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Александр. (Orlovsky, Alexander., 1777-1832)
ПАНКЕВИЧ, Юзеф. (Pankiewicz, Jozef., 1866-1940)
ПЕШКА, Юзеф. (Peszka, Jozef. , 1767-1831)
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. (Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895)
РОДАКОВСКИЙ, Генрих. (Rodakowski, Henryk., 1823-1894)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
РУЩИЦ, Фердинанд. (Rushchits, Ferdinand., 1870-1936)
СЕМИРАДСКИЙ, Генрих. (Semiradsky, Henry., 1843-1902)
СИКОРА, Станислав. (Sikora, Stanislaw., 1911-2000)
СМУГЛЕВИЧ, Франциск. (Smuglevich, Franсisk., 1745-1807)
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. (Strzeminski, Wladyslaw., 1893-1952)
СУХОДОЛЬСКИЙ, Януарий. (Suchodolski, January., 1797-1875)
СЮДМАК, Войтек. (Siudmak, Wojtek., 1942-)
ТАРАСЕВИЧ, Леон. (Tarasewicz, Leon., 1957-)
ТОМАШЕВСКИЙ, Генрих. (Tomaszewski, Henryk., 1914-2005)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ФАЯНС, Максимиллиан. (Fajans, Maksymilian., 1825-1890)
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. (Chelmonski, Jozef., 1849-1914)
ХОМЕНТОВСКАЯ, Софья. (Chometowska, Zofia., 1902-1991)
ЧЕХОВИЧ, Иосиф. (Czechowicz, Jozef., 1818-1888)
ШЕРМЕНТОВСКИЙ, Юзеф. (Szermentowski, Jozef., 1833-1876)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Szukalski, Stanislaw., 1893-1987)
ЯЩОЛД, Франтишек. (Jaszczold, Franciszek., 1808-1873)
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Автопортрет с женой. 1904 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Автопортрет с женой. 1904 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Планты на рассвете. 1894 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Планты на рассвете. 1894 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Девочка с голубыми глазами. 1895 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Девочка с голубыми глазами. 1895 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Материнство. 1902 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Материнство. 1902 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Мадонна с ребенком. 1904 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Мадонна с ребенком. 1904 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Спящий Метек. 1904 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Спящий Метек. 1904 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Вид из окна мастерской художника на Курган Костюшко. 1905 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Вид из окна мастерской художника на Курган Костюшко. 1905 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Декор лестницы в доме Медицинского общества в Кракове. 1905 г.
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. Декор лестницы в доме Медицинского общества в Кракове. 1905 г.

ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав.

(Wyspianski, Stanislaw., 1869-1907) известный польский поэт, драматург, художник, театральный деятель. Родился в Кракове, Австро-Венгерская империя, в семье скульптора Францишека Выспяньского (1836-1902). Выспяньский - многогранная личность, которая поражает своей разносторонностью и талантами: живописец, мастер декоративно-прикладного искусства, график, скульптор, реставратор, дизайнер мебели и интерьеров, поэт, драматург, сценограф, театральный режиссер, преподаватель. Прожил короткую, но очень яркую жизнь. Учился в краковской Школе изящных искусств (1884-1895 гг., с перерывами) у В. Лущкевича и Я. Матейки и одновременно на философском факультете Ягеллонского университета в качестве слушателя истории искусства и классической истории, а также в академии Коларосси в Париже (1891-1894 гг.). В Париже на него повлияли творчество П. Гогена, набистов и японская гравюра на дереве. В 1890-1895 гг. посетил Италию, Швейцарию, Германию, Чехию. В изобразительном искусстве Выспяньский стремился к воплощению национального начала в рамках стиля "модерн". Удачно сочетал идеи модерна с фольклорными и историческими мотивами. Его работы отличает изящный, плавный контур. Поначалу художник использовал масляные краски, позднее живописец нашел более неприхотливый материал. Мастер предпочитал приглушенные тона, его излюбленным материалом стала пастель. Благодаря этому в его работах присутствует особая камерная атмосфера. Помимо своих литературных трудов он оставил после себя множество рисунков, живописных и пастельных изображений с видами родного Кракова, портретов собственных и окружавших его людей, разнообразные иллюстрации и графические работы. В 1894 г. Выспяньский возвратился в родной Краков, где вскоре был вовлечён в модернистское движение. В тот период художник разработал и принял участие в создании интерьера костёла францисканцев. Эта работа поразила современников смелым использованием замысловатых мотивов, изобилующих разнообразными растениями, геометрическими фигурами и геральдическими элементами. Настоятель костёла заказал ему несколько витражей. Мастер и на этом поприще добился огромного успеха, создав великолепные композиции: "Блаженная Саломея", "Четыре стихии", "Бог-отец" и "Раны св. Франциска"; за последнюю работу получил приз на выставке религиозного искусства в Кракове. В 1900 году Выспяньский женился на Т. Пытко, будущей матери четырёх его детей. Один из основателей (1897 г.) и видный участник краковского художественного объединения "Sztuka". Рисунки, такие как автопортрет (1890 г.) и путевые наброски Европы и Польши, являются наиболее яркими его работами. Особый интерес вызывает гербарий Выспяньского - серия великолепных рисунков разнообразных растений. Как художник отдавал предпочтение пастельному рисунку; первые работы в данной технике появились в период 1890-1894 гг. Главными персонажами картин Выспяньского являлись члены его семьи, друзья и коллеги-художники, среди которых К. Левандовский, Я. Мальчевский, Э. Пареньская, семья Крышталовичей, Л. Сольский, И. Сольская, Я. Станиславский. Его кисти также принадлежит большое количество пейзажей с видами краковского парка Планты, реки Вислы и её притока Рудавы, коттеджей в Грембово. В самом конце жизни Выспяньский сделал ряд зарисовок Кургана Костюшко, который был виден из окна его студии. Одной из его самых ярких графических работ является афиша спектакля "Там внутри" по Метерлинку. В 1896 г. Выспяньский создал серию детских портретов - "Девочка с миртом", "Девочка с букетиком фиалок", позже иллюстрировал Метерлинка и "Илиаду" Гомера, в рисунках к которой использовал детали, навеянные древнегреческой архитектурой, скульптурой и вазописью. Принимая участие в издании журнала "Zycie", Выспяньский создал новый тип оформления книги, достигнув декоративного единства шрифта и мягкого по ритму стилизованного растительного орнамента. Работал и в области декоративного искусства (оформление интерьера, лестницы и коридора дома Медицинского общества в Кракове, 1905 г.; эскизы мебели, тканей, изделий из металла). Создал проект реконструкции Вавельского замка (1905 г.), так и не воплощённого в жизнь. В 1905 г. он получил премию Академии за серию пейзажей с курганом Костюшки и смог приобрести усадьбу в д. Венгжцы под Краковом. В 1906 г. Выспяньский стал профессором краковской Академии изящных искусств, а также вошёл в состав Городского Совета. Участник художественных выставок: с группой "Sztuka" - "Венский сецессион" (1902 г., 1905 г.), "Захенты" в Варшаве и затем в Вильна (1903 г.), в Дюссельдорфе (1904 г.) и др. Принял участие в полиграфической выставке, организованной Товариществом "Польское прикладное искусство" (1905 г.). Персональная выставка художника состоялась во Дворце искусства в Кракове (1905 г.). В последние годы жизни его здоровье заметно пошатнулось, и он был вынужден пройти курс лечения (в Бад-Халле, курорт Австрии). В ноябре 1907 г. его перевезли в Краков, а 28 ноября в возрасте 38 лет он умер, от неизлечимого в то время сифилиса. Постоянное стремление Выспяньского к динамике, экспрессии, выражавшееся и в его художественных, и в литературных произведениях, было отражением того смятения, которое переживала Европа на рубеже XIX-XX вв., его творчество и теперь вызывает живой интерес у всех, кто любит и понимает искусство. В Кракове находится Музей Выспяньского, который является отделением Национального Музея. Перед зданием Национального Музея в Кракове ему установлен памятник. По инициативе польского Сейма 2007 г. был официально провозглашён "Годом Станислава Выспяньского" В 2017-2019 гг. в Национальном музее в Кракове была проведена крупнейшая ретроспектива работ культового польского мастера. В Польше в память о Выспяньском были выпущены в 1988 г. банкнота в 10000 злотых с изображением пейзажа и портрета художника, а также - в 2004, 2019 гг. выпущены монеты 2 и 20 злотых, монета Камеруна 1000 франков "Костел Св. Франциска в Кракове", декорированная стеклянным витражом - миниатюрной копией знаменитого шедевра Выспяньского "Бог-отец".

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024