ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав.
АЛЬХИМОВИЧ, Казимир. (Alchimowicz, Kazimierz., 1840-1916)
БЕКСИНСКИ, Здислав. (Beksinski, Zdislav., 1929-2005)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БОЗНАНСКАЯ, Ольга. (Boznanska, Olga., 1865-1940)
БОРЕТТИ, Теофил. (Boretti, Teofil-Eugeniusz., 1860-1910)
БРАНДЕЛЬ, Конрад. (Brandel, Konrad., 1838-1920)
БРАССЕ, Вильгельм. (Brasse, Wilhelm., 1917-2012)
БРОДОВСКИЙ, Антоний. (Brodowski, Antoni., 1784-1832)
БРУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Brukalski, Stanislaw., 1894-1967)
БУЛГАК, Ян. (Bulhak, Jan., 1876-1950)
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. (Vankovich, Valenty., 1800-1842)
ВЫСПЯНЬСКИЙ, Станислав. (Wyspianski, Stanislaw., 1869-1907)
ГЕРЫМСКИЙ, Александр. (Gierymski, Aleksander., 1850-1901)
ГЛАДЫШ, Ян. (Gladysz, Jan Krystian., 1762-1830)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. (Dunikowski, Xawery., 1875-1964)
ЖУКОВСКИЙ, Станислав. (Zhukovsky, Stanislav., 1873-1944)
ЗЕМЛА, Густав. (Zemla, Gustaw., 1931-)
ЗИМЛЕР, Йозеф. (Simmler, Jozef., 1823-1868)
КАСПРШИЦКИЙ, Винсент. (Kasprzycki, Wincenty., 1802-1849)
КОНЕЧНЫ, Марьян. (Konieczny, Marian., 1930-2017)
КОССАК, Войцех. (Kossak, Wojciech., 1856-1942)
ЛЕЙКАМ, Марек. (Leykam, Marek., 1908-1983)
ЛЕМПИЦКА, Тамара. (Tamara de Lempicka., 1898-1980)
МАКОВСКИЙ, Томаш. (Makovsky, Tomasz., 1575-1630)
МАТЕЙКО, Ян. (Matejko, Jan., 1838-1893)
МЕРЛИНИ, Доминико. (Merlini, Domenico., 1730-1797)
МИХАЛОВСКИЙ, Пётр. (Michalowski, Piotr., 1800-1855)
НОРБЛИН, Жан Пьер. (Norblin de La Gourdaine, Jean Pierre., 1745-1830)
ОЛЕШКЕВИЧ, Иосиф. (Oleshkevich, Iosif., 1777-1830)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ОРЛОВСКИЙ, Александр. (Orlovsky, Alexander., 1777-1832)
ПАНКЕВИЧ, Юзеф. (Pankiewicz, Jozef., 1866-1940)
ПЕШКА, Юзеф. (Peszka, Jozef. , 1767-1831)
ПРУШИНСКИЙ, Антоний. (Prushinskiy, Stanislav Antony., 1826-1895)
РОДАКОВСКИЙ, Генрих. (Rodakowski, Henryk., 1823-1894)
РУДНЕВ, Лев. (Rudnev, Lev., 1885-1956)
РУЩИЦ, Фердинанд. (Rushchits, Ferdinand., 1870-1936)
СЕМИРАДСКИЙ, Генрих. (Semiradsky, Henry., 1843-1902)
СИКОРА, Станислав. (Sikora, Stanislaw., 1911-2000)
СМУГЛЕВИЧ, Франциск. (Smuglevich, Franсisk., 1745-1807)
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. (Strzeminski, Wladyslaw., 1893-1952)
СУХОДОЛЬСКИЙ, Януарий. (Suchodolski, January., 1797-1875)
СЮДМАК, Войтек. (Siudmak, Wojtek., 1942-)
ТАРАСЕВИЧ, Леон. (Tarasewicz, Leon., 1957-)
ТОМАШЕВСКИЙ, Генрих. (Tomaszewski, Henryk., 1914-2005)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ФАЯНС, Максимиллиан. (Fajans, Maksymilian., 1825-1890)
ХЕЛМОНЬСКИЙ, Юзеф. (Chelmonski, Jozef., 1849-1914)
ХОМЕНТОВСКАЯ, Софья. (Chometowska, Zofia., 1902-1991)
ЧЕХОВИЧ, Иосиф. (Czechowicz, Jozef., 1818-1888)
ШЕРМЕНТОВСКИЙ, Юзеф. (Szermentowski, Jozef., 1833-1876)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Szukalski, Stanislaw., 1893-1987)
ЯЩОЛД, Франтишек. (Jaszczold, Franciszek., 1808-1873)
|
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Цецора. 1927 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Атлантида. 1910-е гг.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Борьба. 1917 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Защита. 1929 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Шлем рода. 1940 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Линкольн. 1940 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Затопленный город. 1954 г.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. Сидящая дева. 1970-е гг.
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав.
(Szukalski, Stanislaw., 1893-1987) американский скульптор и художник польского происхождения. Родился в Варта, Российская империя (на территории нынешней Польши) в бедной семье. С детства жил попеременно, то на родине, то в США. Прибыл в Нью-Йорк вместе со своей матерью и сестрой в 1907 г., затем они отправились в Чикаго, чтобы присоединиться к его отцу. Вундеркинд в скульптуре, Шукальский поступил в 13 лет в Художественный институт Чикаго. Учился в Краковской академии искусств (у Константы Лящка, 1910-1913 гг.), где стал обладателем двух золотых медалей, а в 1925 г. на Международной выставке современного декоративного искусства в Париже получил Гран При за бронзу, Почётный диплом за архитектурный проект и Золотую медаль за резьбу по камню. Вернувшись в США в 1913 г., Шукальский присоединился к художественной жизни в Чикаго, став важной частью "Чикагского Ренессанса". С 1914 г. он выставляется в Художественном институте, две персональные выставки были в 1916 и 1917 гг., а также в Клубе прогрессивных искусств в 1919 г. В 1922 г. он женился на Хелен Уокер, дочери художника, в 1932 г. они развелись (в 1926 г. родилась дочь). В 1934 г. Шукальский женился на Джоан Ли Донован, воспитательнице детского сада его дочери в Чикаго. Ранние работы Шукальского - это, главным образом, портретные бюсты, в которых отмечается влияние различных стилистик - как модернистских, так и европейских авангардных тенденций (экспрессионизм, кубизм, футуризм), а также примитивного искусства Северной и Южной Америки. После 1914 г. в творчестве скульптора начинают появляться фигуративные композиции с символическим, часто загадочным значением. Он использует в них далеко идущую деформацию тела изображенных персонажей с одновременным виртуозным воспроизведением анатомических деталей. В 1925 г. Шукальський выиграл конкурс на проект памятника А. Мицкевичу в Вильне (сейчас - Вильнюс). Жюри поразил его замысел - поэт кормит кровью своего сердца исполинского орла, но через шум в печати и негодование части мещан, проект, в конце концов, отвергли. Был выбран для строительства другой вариант, который, также, не был осуществлен. В 1918 г. Польша получила независимость. Национальная мысль стала бурно развиваться в различных направлениях. Шукальский намеревался создать новое польское искусство, основанное на национальной мифологии и истории, разработал собственную псевдонаучную историческую теорию церматизма, утверждавшую, что вся человеческая культура произошла с острова Пасхи после потопа. Люди же - потомки "чистых существ" Лемурии и Атлантиды - вовлечены в вечную борьбу с гуманоидными йети с Гималаев и их гибридами с людьми. Эти измышления Шукальский иллюстрировал своими работами, такими как "Борьба" (1917 г.), "Атлантида" (1910-е гг.), "Затопленный город" (1954 г.). В 1923-1925 гг. семья жила в Италии и Франции. После путешествия по Европе в 1926-1928 гг. Шукальский отправился в Краков, где в 1929 г. у него была ретроспективная выставка. Во время вернисажа этой выставки скульптор вызвал скандал с его заявлением, осуждающим состояние польского искусства, которое подражало, по мнению скульптора, в рабском стиле западным образцам и утрачивало свой родной характер. Критиковал методы преподавания скульптуры в Краковской академии, и вскоре создал свою собственную художественную школу под названием "Творчество". В 1929 г. он основал художественное движение под названием "Племя Рогатое сердце" - группу польских художников эстетическим направлением которых был поиск вдохновения в культуре древних славян. Девизом группы был лозунг "Любить и бороться". Группа прекратила своё существование в 1936 г., отметившись многочисленными выставками по всей Польше и публикациями в национальной художественной и общественной прессе. Члены группы принимали псевдонимы славянского языческого происхождения. Группа издавала собственную газету "Krak". В 1929 г. Шукальский опубликовал "Проекты в дизайне: скульптура и архитектура", содержащие рисунки, которые варьировались от очень подробных декоративных архитектурных элементов - каминов, дверных проемов и окон - до идеализированных планов городов, мостов, надгробий и памятников, подходящих героям Польши. В 1930-х гг. Шукальский в Польше прославился как скульптор-националист. В 1934 г. его объявили величайшим из живущих художников Польши. В 1936 г. он вернулся в Польшу. Выполнил памятник Болеславу Храброму, несколько скульптур, и украсил фасад Силезского музея в Катовице, а также здание местного правительства в этом городе. Правительство предоставило ему студию, самую большую в Варшаве, и провозгласило ее Национальным музеем Шукальского. В нем было создано много его замысловатых картин и массивных скульптур, отличающихся драматическими мифологическими образами. В 1937 г. на Международной выставке искусства и техники в Париже получил Почетный диплом за работу, посвященную Копернику. В следующем году издал пьесу-трагедию "Krak syn Ludoli: dziejawy w dziesieciu odmroczach". На обложке этого произведения был изображен т.н. "Топорел" (Toporzel) - стилизация из орла и топора, который Шукальский придумал в 1935 г. как герб для воскрешенной Польши, которую он именовал "Польша №2". Сегодня эту эмблему используют несколько ультраправых и неоязыческих организаций в Польше. Во время осады Варшавы немецкой армией в сентябре 1939 г. скульптор был ранен во время бомбардировки Варшавы, которая разрушила большую часть его мастерской. Шукальский и его жена нашли убежище в посольстве США. В конце концов, они смогли вернуться в США. После капитуляции Польши в 1939 г. музей Шукальского был разрушен, а экспонаты уничтожены или разграблены нацистами. Он поселился в Лос-Анджелесе, где впоследствии подружился с семьёй Джорджа Ди Каприо - отца знаменитого актёра Леонардо Ди Каприо. Скульптор многие годы жил в бедности, подрабатывал на киностудиях, проектировал декорации, иногда лепил, больше рисовал. Значительную часть своего времени он посвятил тайнам древней истории человечества, вопросам формирования языков, вероисповеданий, обычаев, искусств и миграции народов. Эта работа под названием "Праязык" (по-польски "Macimowa") продолжалась без перерыва более 40 лет. Он написал рукопись из 42 томов общим объемом более 25 000 страниц, включая 14 000 иллюстраций. Тома охватывали различные вопросы; его рисунки пером артефактов, которые он считал "свидетелями", были сделаны, чтобы подтвердить его теории. В позднем периоде работы скульптора были созданы призрачные скульптурные и архитектурные проекты памятников, в том числе "Прометей" (1943 г.), призванный стать подарком американского народа для Организации объединенных наций, и "Галисийский петух" (1960 г.), предназначенный для Парижа как дань французским партизанам. В 1970-е гг. его положение немного улучшилось благодаря финансовой поддержке Гленна Брея. В частности, Шукальский издал в 1980 г. монографии "Корыто, заполненное жемчугом" и "Внимание, Праязык", а через два года - "Внутренние портреты". Вторая жена умерла в 1980 г. Скульптор умер в возрасте 93 лет (кровоизлияние в мозг, которое стало следствием ДТП) в г. Бербанк, Калифорния, США. Шукальский был необыкновенно талантливым и оригинальным художником-авангардистом, скульптором, поэтом, писателем. Спорное, нередко внушающее страх творчество Шукальского, впечатляющее искусством лепки, но вызывающее беспокойство своей эклектикой и трудностью понимания, до сих пор недостаточно признано. В 2000 г. Леонардо Ди Каприо спонсировал его ретроспективу в Художественном музее Лагуны в Калифорнии. В том же году отец актёра выпустил книгу "Борьба", для которой написал предисловие в соавторстве с сыном. Оба выступили продюсерами фильма "Борьба. Жизнь и утраченное искусство Станислава Шукальского", трансляция которого стартовала в 2018 г. Произведения Шукальского выставлены в Польском музее в США и Верхнесилезском музеи в Польше. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|