ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. (Dunikowski, Xawery., 1875-1964)
ЗЕМЛА, Густав. (Zemla, Gustaw., 1931-)
КОНЕЧНЫ, Марьян. (Konieczny, Marian., 1930-2017)
СИКОРА, Станислав. (Sikora, Stanislaw., 1911-2000)
ШЛЮТЕР, Андреас. (Schluter, Andreas., 1660-1714)
ШУКАЛЬСКИЙ, Станислав. (Szukalski, Stanislaw., 1893-1987)
|
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Оруженосец. 1925-1929 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Дыхание. 1903-1917 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Маска А. Мицкевича. 1908 г.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Голова польки. 1917-1920 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Памятник президенту г. Кракова Юзефу Дитлу. 1936 г.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Памятник силезским повстанцам на горе Св. Анны. Катовицы. 1946-1955 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Работник. 1947-1948 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий. Монумент Освобождения в Ольштыне. 1949-1953 гг.
ДУНИКОВСКИЙ, Ксаверий.
(Dunikowski, Xawery., 1875-1964) известный польский скульптор и живописец. Один из создателей польской скульптурной школы XX в. Родился в Кракове, Австро-Венгрия. Его отец служил кондуктором на железной дороге. Когда Дуниковскому было двенадцать лет, его семья переехала в Варшаву. Учился в Варшаве в скульптурных мастерских Б. Сыревича и Л. Васильковского (1894 г.), Школе изящных искусств в Кракове у А. Дауна (1896-1899 гг.), в Школе мастеров Академии художеств в Варшаве у К. Лящки (1899-1900 гг.). Профессор Школы изящных искусств в Варшаве (1904-1910 гг.). Член объединения "Искусство" (с 1908 г.). Посетил Сирию, Палестину, Египет (1904 г.), Италию (1905 г.) и Англию (1914 г.). В 1914-1923 гг. работал в Париже. Вернувшись на родину, преподавал в Академии художеств Кракова (1921-1939 гг.). Во время работы в Академии Дуниковский обучал многих польских скульпторов: Юзефа Гославского, Марию Ярему и др. В 1939 г. Польшу оккупируют гитлеровцы. Он остаётся в родном городе, где в трёх ателье хранились почти все его произведения. В 1940 г. скульптор был арестован немецкими оккупантами по подозрению в связях с движением Сопротивления и отправлен в Освенцим, откуда его освободили советские войска (1945 г.). Дуниковский выполнил много рисунков, набросков, портретов товарищей по лагерю. После войны продолжал преподавать в краковской Академии художеств (1946-1955 гг.). С 1955 г. жил в Варшаве. Профессор варшавской Академии и Высшей школы пластических искусств во Вроцлаве (1959-1964 гг.). На протяжении своего долгого творческого пути Дуниковский прошел через многие этапы развития европейского искусства ХХ в. В ранних работах он следует традиции реалистического психологического портрета ("Портрет художника Х. Щиглиньского" 1898 г.). Но уже очень скоро создает произведения, в которых выразились свойственные времени черты символизма и модерна ("Фатум" 1901 г.; "Дуновение" 1903 г.). Однако дальнейшие работы мастера свидетельствуют о новых творческих импульсах, об изменении стиля художника. В 1902 г. состоялась первая персональная выставка Дуниковского. В 1903 г. на страницах одного из журналов появилась и первая обширная рецензия о творчестве молодого скульптора. Испытал значительное влияние кубизма. Созданный цикл "Беременные женщины" (1906-1908 гг.) - это и пластический рассказ о женских судьбах, и философски трактованный обобщенный образ материнства. На смену стилевой изысканности пластического языка приходят явные элементы экспрессионизма (они заметны и в портретных изображениях - "Портрет актера Сольского" 1912 г.). В 1909 г. он принимает участие в конкурсе на памятник Ф. Шопену в Варшаве. В первые годы пребывания в Париже Дуниковский выполняет "Голову доктора Любельского" (1914 г.), врача парижской клиники. Скульптор словно отдал дань Родену, искусство которого в эти годы ощущалось пройденным этапом. Другая работа - "Голова мексиканца Демесса" (1917-1920 гг.), выполненная несколькими годами позже, свидетельствовала об ином творческом подходе. Сохраняя прежний реалистический подход к натуре, скульптор обогащает его использованием элементов греческой архаической пластики. Дуниковский создаёт серию женских скульптурных образов. Это монументализированные портреты-типы: "Американка", "Француженка", "Полька". Всё большее место в его творчестве занимают стилизация и декоративность. "Голова греческого певца", отличается чёткими скульптурными объёмами. Это памятник непокорённому величию народа Греции. Новый поворот в творчестве Дуниковского связан с работой над циклом "Вавельские головы" (1925-1929 гг.), который предназначался для заполнения пустующих кессонов потолка Посольского зала в Вавельском замке в Кракове. Мастеру предстояло дополнить эту серию изображениями польских исторических персонажей, а также деятелей современной истории и культуры своей страны. Таким образом, автор должен был постоянно иметь в виду предполагавшееся соседство с работами, которые сохранились от XVI в. Скульптор блестяще справился с этой сложной задачей. Вырезанные из дерева головы остро характерны, пластически выразительны. Они сочетают народную традицию скульптурного портрета-маски с романтической приподнятостью и благородством. Предполагавшийся проект размещения этой пластической серии в Вавеле, однако, не был осуществлен. В 1927 г. начался период блистательных зарубежных вояжей "Вавельских голов". Прага, Вена, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Копенгаген и другие города с восторгом встречали произведения Дуниковского. "Головы" прославили скульптора, в Польше его стали называть мастером "Вавельских голов". В период между двумя войнами Дуниковскому не довелось в полной мере проявить свой талант мастера монументальной скульптуры. О больших творческих возможностях художника свидетельствует "Памятник Юзефу Дитлу" (1936-1939 гг.) - ректору Краковского университета и президенту Кракова, жившему в XIX в. Крупные пластические массы делают его могучую фигуру в парадной мантии величественным монолитом, подчеркивающим волю и духовную мощь изображенного. В послевоенные годы стал одним из ведущих монументалистов страны. Дуниковский создал ряд монументов, отличающихся суровой героикой, выразительным сопоставлением геометризованных объёмов, органическим синтезом архитектуры, скульптуры и врезанного контурного рисунка. Таковы "Памятник силезским повстанцам" на горе Св. Анны близ Катовиц (1946-1955 гг.) и "Монумент Освобождения" в Ольштыне (1949-1953 гг.). В те же послевоенные годы скульптор продолжил работу над циклом "Вавельских голов", дополнив их новыми портретами. Трагические впечатления и тяжелые испытания, перенесенные мастером в фашистском концлагере, побудили его к созданию серии живописных картин "Освенцим" (1948-1955 г.). В экспрессивных, почти абстрактных образах художник старался передать ужасы пережитого. Лауреат Государственной премии ПНР (1949 г.). Умер Дуниковский в Варшаве. В 1964 г. в польской столице основан музей мастера. Издания о скульпторе: Ксаверий Дуниковский: Каталог выставки. М., 1949 г.; Ксаверий Дуниковский. Выставка скульптуры и живописи: Каталог. Варшава, 1958 г.; Уразова Л. Ксаверий Дуниковский. М., 1986 г.; Xawery Dunikowski. Rzezby. Obrazy. Rysunki. Katalog opracowala Aleksandra Kodurowa. Warszawa, 1975 г. и др. |