АСТРУП, Николай. (Astrup, Nikolai., 1880-1928)
ГУДЕ, Ханс. (Gude, Hans., 1825-1903)
ДАЛЬ, Юхан. (Dahl, Johan Christian., 1788-1857)
КРОГ, Кристиан. (Krohg, Christian., 1852-1925)
МУНК, Эдвард. (Munch, Edvard., 1863-1944)
ТАУЛОВ, Фриц. (Thaulow, Frits., 1847-1906)
|
ДАЛЬ, Юхан
ДАЛЬ, Юхан. Стальхейм. Пейзаж с радугой. 1842 г.
ДАЛЬ, Юхан. Извержение Везувия. 1820 г.
ДАЛЬ, Юхан. Альпийский пейзаж. 1821 г.
ДАЛЬ, Юхан. Норвежский ландшафт. 1822 г.
ДАЛЬ, Юхан. Зима в Согне-фьорде. 1827 г.
ДАЛЬ, Юхан. Ларвик при лунном свете. 1839 г.
ДАЛЬ, Юхан.
(Dahl, Johan Christian., 1788-1857) норвежский живописец и график, основоположник национального пейзажа, общественный деятель. Родился в Бергене, Норвегия, в бедной семье. Учился в Бергене (у Й. Мюллера, 1808 г.) и в Академии художеств в Копенгагене (с 1811 г.). С 1818 г. жил в Дрездене (с 1824 г. - профессор Академии художеств), где сблизился с К. Фридрихом, оказавшим большое влияние на его творчество. В своем творчестве Даль следует традиции голландских пейзажистов XVII в., в частности Мейндерту Хоббема и Якобу ван Рейсдалу. Испытал влияние немецкого романтизма. Изображал горы, реки, озёра и долины Норвегии. Работы Даля всегда панорамны, в них тонко передано единство световоздушной среды ("Лесной пейзаж", 1820 г.; "Вид Штальхайма", 1826 г.). Подобно живописцам-романтикам, он часто изображал водопады, эффекты лунного света. Писал также морское побережье, лодки и корабли в море ("Два корабля", 1826 г.). Даль был противником традиционных методов обучения и придавал большое значение работе с натуры. Среди значимых произведений: "Извержение Везувия" (1820 г.), "Вид на Фортундаль" (1836 г.), "Стальхейм. Пейзаж с радугой" (1842 г.), "Две копенгагенские башни на вечернем небе" (1820 г.), "Перед дождём" (1835 г.), "Берёза, растущая на краю пропасти" (1849 г.). В летние месяцы Даль часто приезжал в Норвегию. В 1820-1823 гг. работал в Неаполе (Италия). Увлекся пейзажем, как и К. Фридрих, изображая на первом плане фигурки людей. Даль известен в первую очередь своим "Извержением Везувия" (1820 г.). Потому, что написал он его с натуры. Когда в декабре 1820 г. произошло извержение Везувия, художник был одним из первых, кто поднялся на гору, чтобы запечатлеть это событие. Был женат на Эмилии фон Блок. Произведения: "Пейзаж с бастионом" (1819 г.), "Водопад около Ломена" (1820 г.), "Разрушенная церковь в Авальдснесе" (1820 г.), "Вечерний пейзаж с пастухом" (1822 г.), "Норвежский ландшафт" (1822 г.), "Пейзаж с луной" (1824 г.), "Вид из окна на дворец" (1824 г.), "Зима. Согне-фьорд" (1827 г.), "Кораблекрушение у норвежского побережья" (1832 г.), "Пороги близ Хеллефосса" (1838 г.), "Вид Дрездена в полнолуние" (1839 г.), "Копенгагенская гавань при лунном свете" (1846 г.), "Берёза в бурю" (1849 г.) и др. Умер художник, в возрасте 69 лет, в Дрездене. Хотя Даль провёл большую часть своей жизни за пределами Норвегии, его любовь к родной стране ясно просматривается в мотивах, которые он выбирал для своих картин и в его необычайных усилиях быть частью норвежской культуры. Его вклад в развитие искусства и культуры в целом гарантировали ему место в самом сердце художественной и культурной истории Норвегии. Он был ключевой фигурой в создании Норвежской национальной галереи и ряда других крупных художественных учреждений в Норвегии, в сохранении норвежских храмовых церквей и восстановлении Собора Нидарос в Тронхейме и Хаконсхаллене в Бергене. Его работы хранятся в коллекциях Национальной галереи в Осло, Национальной галереи в Лондоне, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Новой пинакотеки в Мюнхене и др. |