БРЫНКУШИ, Константин.
|
БРЫНКУШИ, Константин
БРЫНКУШИ, Константин. Бесконечнкая колонна. Чугун. Тыргу-Жиу. Румыния. 1938 г.
БРЫНКУШИ, Константин.
(Brancusi, Constantin., 1876-1957) румынский и французский скульптор, один из главных основателей стиля абстрактной скульптуры, яркий представитель парижской школы, мировое имя в авангардном искусстве ХХ в. Родился в крестьянской семье в с. Хобица, Олтения, Румыния. Учился в школах изящных искусств в Бухаресте (1898-1902 гг.) и Париже (в Школе изящных искусств, у О. Родена, 1904-1907 гг.). Значительную часть жизни работал в Париже. На ранней стадии творчества Брынкуши создавал реалистические портреты (камень, гипс), однако вскоре увлекся стилем модерн, декоративизмом формы, передачей светотеневой вибрации. Использовал выразительность текучих стилизованных контуров, целостных объемов, выразительность материалов для создания обобщенно-символических образов ("Поцелуй", камень, 1908 г.; "Прометей", мрамор, бронза, 1911 г.; серия "Птица в пространстве", бронза, 1912-1940 гг.), усиливая со временем лаконизм и геометрическую отвлеченность форм. В ряде работ выступил одним из родоначальников абстракционизма в европейской скульптуре. Среди излюбленных тем Брынкуши - абстрактные женские портреты ("Мадемуазель Погани", "Спящая Муза"), эротика ("Принцесса Х"), персонажи сказок и античной мифологии ("Леда" , "Жар-птица", "Ведьма"), библейские сюжеты ("Адам и Ева"), животный мир ("Рыба", "Тюлень", "Черепаха", "Петух"). Скандальную популярность получила его "обсценная скульптура" 1916 г. "Портрет княгини Бибеско", при взгяде издалека бюст молодой женщины по форме в целом напоминал фаллос. Брынкуши исключал из своих работ все реалистические детали, сокращая формы до простейшей геометрической сущности, какую только мог себе представить. Его интересовали ритмические повторения. Скульптор акцентировал фактуру использованных им скульптурных материалов, отдавая предпочтение гладко отполированным поверхностям камня и металла или шероховатости грубо отесанного, потрескавшегося дерева. Часто усиливал фактурные эффекты контрастными противопоставлениями. В центральных произведениях - мемориальном архитектурно-скульптурном комплексе на улице Героев в г. Тыргу-Жиу, Румыния (1937-1938 гг.; "Бесконечная колонна", состоит из 17 чугунных ромбовидных блоков, высота 29,3 м; "Стол молчания", "Врата поцелуя" - оба камень) достиг лапидарной простоты форм, используя традиции румынского народного искусства. Умер в Париже. Творчество Брынкуши вошло в сокровищницу художественного опыта ХХ в. Скульптор не имел учеников или последователей, однако его самобытность и искания во многом определили облик современной скульптуры. Произведения мастера хранятся во всех ведущих музеях мира, много их в Париже и в США. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|