АЛЬМА-ТАДЕМА, Лоуренс. (Alma-Tadema, Lawrence., 1836-1912)
АППЕЛЬ, Карел. (Appel, Karel., 1921-2006)
БЕРЛАГЕ, Хендрик. (Berlage, Hendrik., 1856-1934)
БОСХ, Иероним. (Bosch, Hieronymus., 1450-1516)
БРЕЙГЕЛЬ, Питер Старший. (Bruegel de Oude, Pieter., 1525-1569)
ВАН ГОГ, Винсент. (Van Gogh, Vincent., 1853-1890)
ВАН ДОНГЕН, Кеес. (Van Dongen, Kees., 1877-1968)
ВАН ЭЙК, Ян. (Van Eyck, Jan., 1390-1441)
ВЕРМЕР, Ян. (Vermeer, Jan., 1632-1675)
ДЮМА, Марлен. (Dumas, Marlene., 1953-)
КЛАС, Питер. (Claesz, Pieter., 1597-1661)
КОЛХАС, Рем. (Koolhaas, Rem., 1944-)
КУНИНГ, Виллем де. (Kooning, Willem de., 1904-1997)
МЕРИАН, Мария Сибилла. (Merian, Anna Maria Sibylla., 1647-1717)
МОНДРИАН, Пит. (Mondrian, Piet., 1872-1944)
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. (Rembrandt Harmensz van Rijn., 1606-1669)
РЁЙСДАЛ, Якоб ван. (Ruisdael, Jacob van., 1628-1682)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ХАЛС, Франс. (Hals, Frans., 1581-1666)
ХЕДА, Виллем Клас. (Heda, Willem Claesz., 1594-1680)
ЭШЕР, Мориц. (Escher, Maurits., 1898-1972)
|
ХАЛС, Франс
ХАЛС, Франс. Смеющийся кавалер. 1624 г.
ХАЛС, Франс. Цыганка. Ок. 1625-1630 гг.
ХАЛС, Франс. Малле Баббе. 1633 г.
ХАЛС, Франс. Регентши приюта для престарелых. 1664 г.
ХАЛС, Франс.
(Hals, Frans., 1581-1666) голландский живописец. Портретист. Один из наиболее известных голландских живописцев так называемого Золотого века голландского искусства. В творчестве Xалса воплотились жизнерадостность и демократизм, свойственные голландскому искусству в годы его подъема, наступившие после победы в стране буржуазной революции. Родился в Антверпене, в семье фламандского ткача. Xалс с раннего детства жил в Харлеме. Учился у К. ван Мандера. В 1616 г. Халс похоронил свою первую супругу Аннеке, а спустя год женился на служанке Л. Рейнирс, с которой прожил пятьдесят лет. От обоих браков у него было двенадцать детей. Известность пришла к Халсу (служил в стрелковой роте Св. Георгия) после создания картины "Банкет офицеров стрелковой роты Св. Георгия" (1616 г.), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций. В 1620-х гг. наряду с портретами Xалс создает жанровые сцены, религиозные композиции ("Евангелист Лука", "Евангелист Матфей", ок. 1623-1625 гг., в которых святым придан облик людей из народа. В конце 1620-30-х гг. складывается зрелое живописное мастерство художника. В портретах этого времени он создает целую галерею социальных типов голландского общества - от представителей офицерства и буржуазии ("В. ван Хейтхвйзен", ок. 1625-1636 гг.) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа ("Цыганка","Мулат", оба ок. 1630 г.). Манера письма Xалса обретает к этому времени необычайную легкость, свободу и темперамент; смелыми динамичными раздельными мазками воспроизводит он живую естественность и неповторимую индивидуальность портретируемых, сохраняет впечатление случайно выхваченного момента жизни. Xалс напряженно работает над популярным в Голландии жанром группового портрета, придавая изображению жизненную непосредственность и убедительность ("Групповой портрет стрелковой роты Св. Адриана", 1633 г., "Офицеры стрелковой роты Св. Георгия", 1639 г.). С 1640-х гг. психологические характеристики в портретах Xалса углубляются ("Регенты госпиталя Св. Елизаветы", 1641 г.; "Яспер Схаде ван Веструм", ок. 1645 г.), в колорите начинают преобладать богатые переходами оттенков серебристо-серые тона. В поздних работах художника, построенных на строгих, напряженных контрастах черных и белых тонов, оттененных редкими красно-коричневыми пятнами ("Мужчина в чёрной одежде", ок. 1650-1652 гг.), нередко проявляется чувство безысходности и пессимизма ("Регентши приюта для престарелых", 1664 г.). Xалс впал в старости в глубокую нужду и умер харлемской в богадельне. Среди учеников Xалса и голландских мастеров XVII в., испытавших воздействие художника, - А. Брауэр, 6ратья А. и И. Остаде, Я. Стен и др. В исторической перспективе его творчество заняло - среди свершений голландской живописи барокко – почетное второе место после искусства Рембрандта. В Харлеме существует Музей Ф. Халса. |