РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн.
АЛЬМА-ТАДЕМА, Лоуренс. (Alma-Tadema, Lawrence., 1836-1912)
АППЕЛЬ, Карел. (Appel, Karel., 1921-2006)
БЕРЛАГЕ, Хендрик. (Berlage, Hendrik., 1856-1934)
БОСХ, Иероним. (Bosch, Hieronymus., 1450-1516)
БРЕЙГЕЛЬ, Питер Старший. (Bruegel de Oude, Pieter., 1525-1569)
ВАН ГОГ, Винсент. (Van Gogh, Vincent., 1853-1890)
ВАН ДОНГЕН, Кеес. (Van Dongen, Kees., 1877-1968)
ВАН ЭЙК, Ян. (Van Eyck, Jan., 1390-1441)
ВЕРМЕР, Ян. (Vermeer, Jan., 1632-1675)
ДЮМА, Марлен. (Dumas, Marlene., 1953-)
КЛАС, Питер. (Claesz, Pieter., 1597-1661)
КОЛХАС, Рем. (Koolhaas, Rem., 1944-)
КУНИНГ, Виллем де. (Kooning, Willem de., 1904-1997)
МЕРИАН, Мария Сибилла. (Merian, Anna Maria Sibylla., 1647-1717)
МОНДРИАН, Пит. (Mondrian, Piet., 1872-1944)
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. (Rembrandt Harmensz van Rijn., 1606-1669)
РЁЙСДАЛ, Якоб ван. (Ruisdael, Jacob van., 1628-1682)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ХАЛС, Франс. (Hals, Frans., 1581-1666)
ХЕДА, Виллем Клас. (Heda, Willem Claesz., 1594-1680)
ЭШЕР, Мориц. (Escher, Maurits., 1898-1972)
|
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына. Около 1668-1669 гг.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Николая Тюльпа. 1632 г.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Даная. 1636-1647 гг.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Ночной дозор (Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока). 1642 г.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Автопортрет с Саскией. 1635 г.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Учёный. 1631 г.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн.
(Rembrandt Harmensz van Rijn., 1606-1669) голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII в., воплотив в ярко индивидуальной и совершенной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Рембрандт был непревзойдённым мастером рисунка и офорта. Рембрандт родился в многодетной семье мельника в Лейдене. Учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (1620-1623 гг.) и П. Ластмана в Амстердаме (1623 г.). Около 1625-1631 гг. работал в Лейдене. Картины Рембрандта т. н. лейденского периода отмечены поисками творч. самостоятельности, хотя в них ещё сказывается воздействие Ластмана и утрехтских караваджистов. В картинах "Апостол Павел" (ок. 1629-1630 гг.) и "Симеон во храме" (1631 г.) Рембрандт впервые использовал светотень как средство усиления одухотворённости и эмоциональной выразительности образов. В 1632 г. Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбюрх. 1630-е гг.- годы семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Картина "Урок анатомии доктора Тюлпа" (1632, Маурицхёй), в которой художник по-новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринуждённость и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он получил много заказов, в его мастерской работали ученики. В заказных портретах состоятельного бюргерства Рембрандт тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности ("Портрет бургграфа", 1633 г.), нередко модели получали меткую социальную характеристику. Более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких людей (автопортрет, 1634 г.; "Улыбающаяся Саския", 1633 г.), в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности. Искания этого периода завершил знаменитый "Автопортрет с Саскией" ("Весёлое общество"; ок. 1635 г.), смело порывающий с художественными канонами, отличающийся живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой. Рембрандт на вершине славы. Он преподает, много работает, активно тратит деньги - покупает кривые турецкие сабли и клинки, парчу для одежд моделей и драпировки, картины величайших мастеров. В композициях 1630-х гг. на религиозные темы ("Жертвоприношение Авраама", 1635 г.) чувствуется воздействие приёмов итальянского барокко. Особое место занимают выполненные Рембрандтом в 1630-х гг. мифологические композиции, в которых художник бросал смелый вызов классическим канонам и традициям ("Похищение Ганимеда", 1635 г.). Ярким воплощением эстетических взглядов художника явилась монументальная композиция "Даная" (1636 г.), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами итальянского возрождения. Обнажённую фигуру Данаи, далёкую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. Главным средством смысловой характеристики и эмоциональной выразительности стали в картине свет и тень. В 1985 году картина сильно пострадала: она была разрезана ножом и облита кислотой одним из посетителей музея. С 1997 года, после многолетней реставрации, "Даная" вновь была выставлена в Эрмитаже. В 1630-х гг. Рембрандт много работал и в технике офорта. Он часто воспроизводил с живой непосредственностью жанр. сцены, проявляя особый интерес к жизни социальных низов (изображения нищих, "Продавец крысиного яда", 1632 г.). Прибегая к различным техническим приёмам, Рембрандт создал в этот период карандашные рисунки, меткие по характеристике, смелые и обобщённые по манере. Картина "Ночной дозор" (1642 г.) вызвала протесты заказчиков. Вместо традиционного группового портрета Рембрандт создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, по существу - историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. В 1640-х гг. приток заказов Рембрандта сокращается, жизненные обстоятельства осложняются смертью Саскии. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости ("Давид и Ионафан", 1642 г.; "Святое семейство", 1645 г.). Всё большее значение как в графике, так и в живописи Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматически напряжённую, эмоциональную атмосферу (монументальный графический, лист "Христос, исцеляющий больных", или т. н. "Лист в сто гульденов", ок. 1642-46; полный воздушной и световой динамики пейзаж "Три дерева", офорт, 1643 г). 1650-е гг., годы тяжких жизненных испытаний. В это время Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей (портреты второй жены Рембрандта - Хендрикье Стоффельс; "Сын Титус за чтением", 1657 г.). Художника привлекают образы старых людей, прошедших долгую жизнь, полную горестей и лишений, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства ("Портрет старика в красном", ок. 1652- 1654 гг. и др.). Рембрандт сосредоточивал внимание лишь на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом. Окружающий фигуры полумрак способствует передаче психологической углублённости образов. То лёгкие и прозрачные, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. В середине 1650-х гг. Рембрандт обрёл зрелое живописное мастерство. Стихии цвета и света, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их тёплым человеческим чувством. В 1656 г. Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, всё его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стеснённых условиях провёл остаток жизни. В последнее десятилетие творчество Рембрандта представляет собою синтез всех многогранных исканий художника. Созданные Рембрандтом в 1660-х гг. композиции на библейские темы как бы подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. Он обращается к наиболее драматическим эпизодам, выражающим столкновение тёмных и светлых человеческих начал ("Ассур, Аман и Эсфирь", 1660 г.; "Падение Амана", или "Давид и Урия", 1665 г.). Холодное непонимание окружало Рембрандта в последние годы его жизни. Несмотря на постигшие Рембрандта тяжёлые жизненные удары - смерть Хендрикье и Титуса, художник с поразительным самообладанием противостоял испытаниям, продолжая творческие искания и работая. В последний год жизни он приступил к созданию своего гениального монументального полотна - "Возвращение блудного сына" (ок. 1668-1669 гг.). С поразительным мастерством воссоздаёт в ней художник целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств. Строго отобранные художественные средства картины подчинены раскрытию её основной идеи - красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминационное напряжение чувств и следующий за ним момент разрешения страстей воплощены в выразительных позах, скупых лаконичных жестах отца и упавшего на колени сына, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре композиции и гаснущего в затенённом пространстве фона. Призывом к глубокой человечности, утверждением духовной общности людей завершил своё творчество великий голландский художник. Художник скончался в Амстердаме. За свою жизнь он создал около 250 картин, 300 гравюр и 1000 рисунков. |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|