| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн.


АЛЬМА-ТАДЕМА, Лоуренс. (Alma-Tadema, Lawrence., 1836-1912)
АППЕЛЬ, Карел. (Appel, Karel., 1921-2006)
БЕРЛАГЕ, Хендрик. (Berlage, Hendrik., 1856-1934)
БОСХ, Иероним. (Bosch, Hieronymus., 1450-1516)
БРЕЙГЕЛЬ, Питер Старший. (Bruegel de Oude, Pieter., 1525-1569)
ВАН ГОГ, Винсент. (Van Gogh, Vincent., 1853-1890)
ВАН ДОНГЕН, Кеес. (Van Dongen, Kees., 1877-1968)
ВАН ЭЙК, Ян. (Van Eyck, Jan., 1390-1441)
ВЕРМЕР, Ян. (Vermeer, Jan., 1632-1675)
ДЮМА, Марлен. (Dumas, Marlene., 1953-)
КЛАС, Питер. (Claesz, Pieter., 1597-1661)
КОЛХАС, Рем. (Koolhaas, Rem., 1944-)
КУНИНГ, Виллем де. (Kooning, Willem de., 1904-1997)
МЕРИАН, Мария Сибилла. (Merian, Anna Maria Sibylla., 1647-1717)
МОНДРИАН, Пит. (Mondrian, Piet., 1872-1944)
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. (Rembrandt Harmensz van Rijn., 1606-1669)
РЁЙСДАЛ, Якоб ван. (Ruisdael, Jacob van., 1628-1682)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ХАЛС, Франс. (Hals, Frans., 1581-1666)
ХЕДА, Виллем Клас. (Heda, Willem Claesz., 1594-1680)
ЭШЕР, Мориц. (Escher, Maurits., 1898-1972)
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына. Около 1668-1669 гг.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына. Около 1668-1669 гг.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Николая Тюльпа. 1632 г.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Урок анатомии доктора Николая Тюльпа. 1632 г.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Даная. 1636-1647 гг.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Даная. 1636-1647 гг.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Ночной дозор (Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока). 1642 г.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Ночной дозор (Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока). 1642 г.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Автопортрет с Саскией. 1635 г.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Автопортрет с Саскией. 1635 г.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Учёный. 1631 г.
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. Учёный. 1631 г.

РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн.

(Rembrandt Harmensz van Rijn., 1606-1669) голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII в., воплотив в ярко индивидуальной и совершенной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Рембрандт был непревзойдённым мастером рисунка и офорта. Рембрандт родился в многодетной семье мельника в Лейдене. Учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (1620-1623 гг.) и П. Ластмана в Амстердаме (1623 г.). Около 1625-1631 гг. работал в Лейдене. Картины Рембрандта т. н. лейденского периода отмечены поисками творч. самостоятельности, хотя в них ещё сказывается воздействие Ластмана и утрехтских караваджистов. В картинах "Апостол Павел" (ок. 1629-1630 гг.) и "Симеон во храме" (1631 г.) Рембрандт впервые использовал светотень как средство усиления одухотворённости и эмоциональной выразительности образов. В 1632 г. Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбюрх. 1630-е гг.- годы семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Картина "Урок анатомии доктора Тюлпа" (1632, Маурицхёй), в которой художник по-новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринуждённость и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он получил много заказов, в его мастерской работали ученики. В заказных портретах состоятельного бюргерства Рембрандт тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности ("Портрет бургграфа", 1633 г.), нередко модели получали меткую социальную характеристику. Более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких людей (автопортрет, 1634 г.; "Улыбающаяся Саския", 1633 г.), в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности. Искания этого периода завершил знаменитый "Автопортрет с Саскией" ("Весёлое общество"; ок. 1635 г.), смело порывающий с художественными канонами, отличающийся живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой. Рембрандт на вершине славы. Он преподает, много работает, активно тратит деньги - покупает кривые турецкие сабли и клинки, парчу для одежд моделей и драпировки, картины величайших мастеров. В композициях 1630-х гг. на религиозные темы ("Жертвоприношение Авраама", 1635 г.) чувствуется воздействие приёмов итальянского барокко. Особое место занимают выполненные Рембрандтом в 1630-х гг. мифологические композиции, в которых художник бросал смелый вызов классическим канонам и традициям ("Похищение Ганимеда", 1635 г.). Ярким воплощением эстетических взглядов художника явилась монументальная композиция "Даная" (1636 г.), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами итальянского возрождения. Обнажённую фигуру Данаи, далёкую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. Главным средством смысловой характеристики и эмоциональной выразительности стали в картине свет и тень. В 1985 году картина сильно пострадала: она была разрезана ножом и облита кислотой одним из посетителей музея. С 1997 года, после многолетней реставрации, "Даная" вновь была выставлена в Эрмитаже. В 1630-х гг. Рембрандт много работал и в технике офорта. Он часто воспроизводил с живой непосредственностью жанр. сцены, проявляя особый интерес к жизни социальных низов (изображения нищих, "Продавец крысиного яда", 1632 г.). Прибегая к различным техническим приёмам, Рембрандт создал в этот период карандашные рисунки, меткие по характеристике, смелые и обобщённые по манере. Картина "Ночной дозор" (1642 г.) вызвала протесты заказчиков. Вместо традиционного группового портрета Рембрандт создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, по существу - историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. В 1640-х гг. приток заказов Рембрандта сокращается, жизненные обстоятельства осложняются смертью Саскии. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости ("Давид и Ионафан", 1642 г.; "Святое семейство", 1645 г.). Всё большее значение как в графике, так и в живописи Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматически напряжённую, эмоциональную атмосферу (монументальный графический, лист "Христос, исцеляющий больных", или т. н. "Лист в сто гульденов", ок. 1642-46; полный воздушной и световой динамики пейзаж "Три дерева", офорт, 1643 г). 1650-е гг., годы тяжких жизненных испытаний. В это время Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей (портреты второй жены Рембрандта - Хендрикье Стоффельс; "Сын Титус за чтением", 1657 г.). Художника привлекают образы старых людей, прошедших долгую жизнь, полную горестей и лишений, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства ("Портрет старика в красном", ок. 1652- 1654 гг. и др.). Рембрандт сосредоточивал внимание лишь на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом. Окружающий фигуры полумрак способствует передаче психологической углублённости образов. То лёгкие и прозрачные, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. В середине 1650-х гг. Рембрандт обрёл зрелое живописное мастерство. Стихии цвета и света, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их тёплым человеческим чувством. В 1656 г. Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, всё его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стеснённых условиях провёл остаток жизни. В последнее десятилетие творчество Рембрандта представляет собою синтез всех многогранных исканий художника. Созданные Рембрандтом в 1660-х гг. композиции на библейские темы как бы подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. Он обращается к наиболее драматическим эпизодам, выражающим столкновение тёмных и светлых человеческих начал ("Ассур, Аман и Эсфирь", 1660 г.; "Падение Амана", или "Давид и Урия", 1665 г.). Холодное непонимание окружало Рембрандта в последние годы его жизни. Несмотря на постигшие Рембрандта тяжёлые жизненные удары - смерть Хендрикье и Титуса, художник с поразительным самообладанием противостоял испытаниям, продолжая творческие искания и работая. В последний год жизни он приступил к созданию своего гениального монументального полотна - "Возвращение блудного сына" (ок. 1668-1669 гг.). С поразительным мастерством воссоздаёт в ней художник целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств. Строго отобранные художественные средства картины подчинены раскрытию её основной идеи - красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминационное напряжение чувств и следующий за ним момент разрешения страстей воплощены в выразительных позах, скупых лаконичных жестах отца и упавшего на колени сына, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре композиции и гаснущего в затенённом пространстве фона. Призывом к глубокой человечности, утверждением духовной общности людей завершил своё творчество великий голландский художник. Художник скончался в Амстердаме. За свою жизнь он создал около 250 картин, 300 гравюр и 1000 рисунков.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024