АЛЬМА-ТАДЕМА, Лоуренс. (Alma-Tadema, Lawrence., 1836-1912)
АППЕЛЬ, Карел. (Appel, Karel., 1921-2006)
БЕРЛАГЕ, Хендрик. (Berlage, Hendrik., 1856-1934)
БОСХ, Иероним. (Bosch, Hieronymus., 1450-1516)
БРЕЙГЕЛЬ, Питер Старший. (Bruegel de Oude, Pieter., 1525-1569)
ВАН ГОГ, Винсент. (Van Gogh, Vincent., 1853-1890)
ВАН ДОНГЕН, Кеес. (Van Dongen, Kees., 1877-1968)
ВАН ЭЙК, Ян. (Van Eyck, Jan., 1390-1441)
ВЕРМЕР, Ян. (Vermeer, Jan., 1632-1675)
ДЮМА, Марлен. (Dumas, Marlene., 1953-)
КЛАС, Питер. (Claesz, Pieter., 1597-1661)
КОЛХАС, Рем. (Koolhaas, Rem., 1944-)
КУНИНГ, Виллем де. (Kooning, Willem de., 1904-1997)
МЕРИАН, Мария Сибилла. (Merian, Anna Maria Sibylla., 1647-1717)
МОНДРИАН, Пит. (Mondrian, Piet., 1872-1944)
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. (Rembrandt Harmensz van Rijn., 1606-1669)
РЁЙСДАЛ, Якоб ван. (Ruisdael, Jacob van., 1628-1682)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ХАЛС, Франс. (Hals, Frans., 1581-1666)
ХЕДА, Виллем Клас. (Heda, Willem Claesz., 1594-1680)
ЭШЕР, Мориц. (Escher, Maurits., 1898-1972)
|
ВАН ЭЙК, Ян
ВАН ЭЙК, Ян. Портрет четы Арнольфини. 1434 г.
ВАН ЭЙК, Ян.
(Van Eyck, Jan., 1390-1441) нидерландский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками. Родился в Маасейк, Лимбург. В 1422-1424 гг. работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 г. стал придворным художником бургундского герцога Ф. Доброго, во владения которого входили Нидерланды. В 1427 г. посетил Испанию, в 1428-1429 гг. - Португалию. Ок. 1430 г. поселился в Брюгге. Был также миниатюристом. Наиболее крупное произведение Ван Эйка - "Гентский алтарь" (полиптих в соборе Св. Бавона в Генте). Алтарь состоит из многих изображений различного характера, включая многофигурную сцену в пейзаже ("Поклонение агнцу"), просторный интерьер с городским видом за окном ("Благовещение"), фигуры Адама и Евы, портреты донаторов и т. д. За исключением "Богоматери в церкви" (конец 1420-х гг.), достоверные произведения Ван Эйка относятся к 1430-м гг. Наиболее выдающиеся 113 них: "Богоматерь канцлера Ролена" (ок. 1436 г.), "Богоматерь каноника ван дер Пале" (1436 г.), триптих "Богоматерь в церкви" (1437 г.). Ван Эйк - первый из больших портретистов в европейской живописи, создатель типа погрудного портрета в трехчетвертном повороте ("Тимофей", 1432 г., и "Человек в красной шапке", 1433 г.; портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439 г.). Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет - проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Дж. Арнольфини с женой (1434 г.), изображенных в комнате бюргерского дома. Сохранились лишь религиозные сцены и портреты Ван Эйка, но в источниках упоминаются также его композиции светского содержания. Большинство картин Ван Эйка лишено сюжетного действия и носит спокойный, созерцательный характер. Чрезвычайно тщательная живопись выявляет красоту каждого предмета, который приобретает реальный объем, плотность, вес, характерное строение поверхности. Природа, люди, вещи под кистью Ван Эйка достигают поразительной жизненной убедительности, причем особую роль в этом играет изображение пространства и световоздушной среды. Ван Эйка в равной мере интересуют человек и окружающий его мир, в его композициях большое место занимают пейзаж, интерьер, натюрморт. Деталь и целое мыслятся в неразрывной взаимосвязи: цветущее растение или драгоценный камень, украшающий одежду богоматери, как бы преломляют в себе красоту мироздания, а панорамный пейзаж в "Богоматери канцлера Ролена" воспринимается как собирательный образ Вселенной. Искусство Ван Эйка отличает глубина понимания закономерности всего сущего, выражением чего является продуманное, строго обусловленное построение произведений. Решение поставленных Ван Эйка творческих задач требовало новых художественных средств. Нередко его называли изобретателем техники живописи маслом. Эта техника была известна и раньше, однако Ван Эйк первым по-новому применил ее, используя эстетическую выразительность тонких, прозрачных слоев краски, положенных один поверх другого. Метод Ван Эйка, позволяющий достигать исключительной силы, глубины и богатства цвета, а также большой тонкости светотеневых и цветовых переходов, сыграл важную роль в истории мировой живописи. Произведения: "Мадонна канцлера Ролена", Ок. 1436 г.; "Тимофей", 1432 г.; "Человек в красном головном уборе", 1433 г.; "Маргарета ван Эйк", 1439 г.; "Адам". Створка "Гентского алтаря", 1425-1429 гг.; "Ева". Створка "Гентского алтаря", 1425-1429 гг.; "Святые паломники". Створка "Гентского алтаря", 1427-1430 гг.; "Христово воинство". Створка "Гентского алтаря", 1427-1430 гг.; "Мадонна каноника ван дер Пале", 1436 г.; "Портрет четы Арнольфини", 1434 г.; "Мадонна в церкви". Триптих. 1437 г.; "Мадонна у фонтана", 1439 г.; "Поющие ангелы". Створка "Гентского алтаря", 1427-1429 г.; "Музицирующие ангелы". Створка "Гентского алтаря", 1426-1427 г. Хуберт, старший брат Ван Эйка, также живописец, работал в 1420-х гг. в Генте, где умер в 1426 г. Ван Эйк умер в Брюгге. Имел несколько учеников, в числе них - Петрус Кристус. Искусство Ван Эйка, хотя и основанное в большой мере на религиозных представлениях, новаторски отразило красоту и многообразие действительности и послужило важным источником развития реализма. Оно сыграло решающую роль в создании станковой картины как живописного изображения, дающего высоко убедительную картину реальности. Творчество Ван Эйка знаменует начало Возрождения в Нидерландах и в значительной степени определяет пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг ее проблем и интересов, ее художественные средства и возможности, ее своеобразный национальный характер. |