АЛЬМА-ТАДЕМА, Лоуренс. (Alma-Tadema, Lawrence., 1836-1912)
АППЕЛЬ, Карел. (Appel, Karel., 1921-2006)
БЕРЛАГЕ, Хендрик. (Berlage, Hendrik., 1856-1934)
БОСХ, Иероним. (Bosch, Hieronymus., 1450-1516)
БРЕЙГЕЛЬ, Питер Старший. (Bruegel de Oude, Pieter., 1525-1569)
ВАН ГОГ, Винсент. (Van Gogh, Vincent., 1853-1890)
ВАН ДОНГЕН, Кеес. (Van Dongen, Kees., 1877-1968)
ВАН ЭЙК, Ян. (Van Eyck, Jan., 1390-1441)
ВЕРМЕР, Ян. (Vermeer, Jan., 1632-1675)
ДЮМА, Марлен. (Dumas, Marlene., 1953-)
КЛАС, Питер. (Claesz, Pieter., 1597-1661)
КОЛХАС, Рем. (Koolhaas, Rem., 1944-)
КУНИНГ, Виллем де. (Kooning, Willem de., 1904-1997)
МЕРИАН, Мария Сибилла. (Merian, Anna Maria Sibylla., 1647-1717)
МОНДРИАН, Пит. (Mondrian, Piet., 1872-1944)
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. (Rembrandt Harmensz van Rijn., 1606-1669)
РЁЙСДАЛ, Якоб ван. (Ruisdael, Jacob van., 1628-1682)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ХАЛС, Франс. (Hals, Frans., 1581-1666)
ХЕДА, Виллем Клас. (Heda, Willem Claesz., 1594-1680)
ЭШЕР, Мориц. (Escher, Maurits., 1898-1972)
|
ВАН ДОНГЕН, Кеес
ВАН ДОНГЕН, Кеес. Портрет дамы в черной шляпе. 1906 г.
ВАН ДОНГЕН, Кеес.
(Van Dongen, Kees., 1877-1968) нидерландский художник, один из основоположников фовизма, мастер типажных женских образов и портретист. Родился в Дельфсхафене близ Роттердама (Южная Голландия) в семье пивовара. Учился в Королевской Академии изящных искусств в Роттердаме (1892-1897 гг.). С 1899 г. Ван Донген жил в Париже, участвовал в различных выставках, в том числе в знаменитом "Осеннем салоне" 1905 г., представившем публике новое направление современного искусства - фовизм, художник стал одним из видных участников этого течения. Выполнял зарисовки и карикатуры для парижской газеты "La Revue blanche". Примкнул позднее к кружку авангардистов, сформировавшемуся в студии "Лодка-прачечная". Был одним из иностранных участников дрезденского объединения "Мост" (с 1908 г.). Завоевал известность картинами, посвященными "современной женщине", погруженной в мир домашней неги, моды и развлечений. Женская модель была его излюбленной темой: он писал как обнаженные фигуры, так и портреты. Был популярен в светских кругах как отличный портретист. На его полотнах запечатлены многие знаменитости того времени. Наиболее значительны ранние полотна "Красная танцовщица" (ок. 1907 г.), "Дама в черных перчатках" (ок. 1908 г.) и др., где обобщенные фигуры и лица натурщиц и дам полусвета намечены броскими цветовыми акцентами и ритмами, впечатляли мощным живописным новаторством, имевшим большой резонанс в искусстве Европы, в том числе в России. Обращался к мотивам мюзик-холла и цирка, писал также яркие и красочные портреты и пейзажи. Был дружен с Матиссом и Пикассо. Художник осуществил путешествие в Испанию и Марокко (1910 г.) и Египет (1913 г.). С 1910-х гг. жил то в Париже, то на Лазурном берегу. В межвоенный период стиль Ван Донгена значительно изменился, доминировали большие заказные портреты или символические картины, полные великосветского, иной раз почти китчевого шика. Выступал как иллюстратор книг. В 1949 г. художник окончательно переселился на юг. Его поздние работы (в т.ч. портрет Бриджит Бардо, 1958 г.) пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его творчества. Произведения: "Торс" (1905 г.), "Белое трико" (1906 г.), "Д.-А.Канвейлер" (1907 г.), "Портрет Долли" (1907 г.), "В Булонском лесу" (1907-1908 гг.), "Испанка" (1908 г.), "Женщины на балюстраде" (1911 г.), "Красное и желтое" (1911 г.), "Красное и синее" (1911 г.), "Цветущий водоем" (1917 г.), "Синий мужчина и красная женщина" (1918 г.), "Бони де Кастеллане" (1922 г.), "Сестры Долли" (1925 г.), "Танго с архангелом" (1930 г.), "Женщина на софе" (1930 г.), "Танго с архангелом" (1935 г.), "Маленькая Ан на пляже" (ок. 1930 г.), "Утрилло" (1948 г.), "Женщина в широкополой шляпе", "Танцующая Кармен Винсент" и др. Автор нескольких сочинений: "Голландия, женщины и искусство" и "Жизнь Рембрандта" (1927 г.), "Живопись, практические советы" (1937 г.). Выполнял литографии. В 1959 г. Ван Донген переехал в Монако на виллу, названную "Бато-Лавуар". Умер в Монте-Карло. Яркие, красочные, порой эпатажные картины художника отличались живописным новаторством и оставили заметный след в европейском искусстве. Творчество Ван Донгена хорошо представлено в Париже (Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду), Сент-Тропезе, Ницце, Гренобле, Монпелье, Женеве, Нью-Йорке (Музей современного искусства) и в нидерландских музеях. Шесть работ Ван Донгена находятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. |