АЛЬМА-ТАДЕМА, Лоуренс. (Alma-Tadema, Lawrence., 1836-1912)
АППЕЛЬ, Карел. (Appel, Karel., 1921-2006)
БЕРЛАГЕ, Хендрик. (Berlage, Hendrik., 1856-1934)
БОСХ, Иероним. (Bosch, Hieronymus., 1450-1516)
БРЕЙГЕЛЬ, Питер Старший. (Bruegel de Oude, Pieter., 1525-1569)
ВАН ГОГ, Винсент. (Van Gogh, Vincent., 1853-1890)
ВАН ДОНГЕН, Кеес. (Van Dongen, Kees., 1877-1968)
ВАН ЭЙК, Ян. (Van Eyck, Jan., 1390-1441)
ВЕРМЕР, Ян. (Vermeer, Jan., 1632-1675)
ДЮМА, Марлен. (Dumas, Marlene., 1953-)
КЛАС, Питер. (Claesz, Pieter., 1597-1661)
КОЛХАС, Рем. (Koolhaas, Rem., 1944-)
КУНИНГ, Виллем де. (Kooning, Willem de., 1904-1997)
МЕРИАН, Мария Сибилла. (Merian, Anna Maria Sibylla., 1647-1717)
МОНДРИАН, Пит. (Mondrian, Piet., 1872-1944)
РЕМБРАНДТ, Харменс ван Рейн. (Rembrandt Harmensz van Rijn., 1606-1669)
РЁЙСДАЛ, Якоб ван. (Ruisdael, Jacob van., 1628-1682)
ТЫЛЬМАН ГАМЕРСКИЙ. (Tylman van Gameren., 1632-1706)
ХАЛС, Франс. (Hals, Frans., 1581-1666)
ХЕДА, Виллем Клас. (Heda, Willem Claesz., 1594-1680)
ЭШЕР, Мориц. (Escher, Maurits., 1898-1972)
|
БОСХ, Иероним
БОСХ, Иероним. Воз сена (центральная часть). Дерево, масло.
БОСХ, Иероним. Несение креста. 1516 г.
БОСХ, Иероним. Корабль дураков. 1490-1500 гг.
БОСХ, Иероним. Блудный сын. 1503 г.
БОСХ, Иероним. Алтарь "Сад земных наслаждений". 1504-1505 гг.
БОСХ, Иероним. Триптих "Страшный суд", Апокалипсис. 1504 г.
БОСХ, Иероним.
(Bosch, Hieronymus., 1450-1516) нидерландский художник, рисовальщик, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Родися в Хертогенбос, Брабант (Нидерланды) в семье художника. Художниками были дед и четверо из его пяти сыновей, включая отца Босха. Можно предполагать, что первые уроки живописного ремесла Босх получил в семейной мастерской. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. В 1478 г. умирает его отец, и Босх наследует его художественную мастерскую. Около 1480 г. он женился на девушке из местного рода, богатого и знатного. Она обладала значительным личным состоянием и передала мужу право им распоряжаться. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Одновременно он стал членом Братства Богоматери – религиозного общества, возникшего в Хертогенбосе в 1318 г. и включавшего в себя как монахов, так и мирян. Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч ("Искушение Св. Антония", ок. 1500 г.; триптихи "Воз сена", "Сад наслаждений", "Поклонение волхвов"; "Корабль дураков", 1490-1500 гг.) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа ; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры П. Брейгеля Старшего. В алтаре "Искушение Св. Антония" благочестивый отшельник Св. Антоний подвергается всем возможным испытаниям и мукам, которые только способно было изобрести воображение Босха. Зло таится повсюду, в каждом углу - соблазнительная искусительница скрывается в растрескавшемся древесном стволе, монстр вырывается из огромного перезрелого плода, и вся сцена полна угрожающих, сверхъестественных созданий. Пылающая преисподняя на заднем плане намекает на судьбу, которая ожидает тех, кто поддается греху. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Его творчество совсем не похоже на других художников этого времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. В работе "Воз сена" (центральная часть) обыкновенный воз сена на фоне фантастического пейзажа торжественно и неумолимо движется к конечной цели - Аду. Телегу тянут черти, а позади с пышной свитой едут сильные мира сего: император (возможно Максимилиан I) и папа римский, как доказано, Александр VI, пресловутый Р. Борджиа. У воза толпится народ, люди жадно выдергивают клочки сена, дерутся, убивают друг друга, гибнут под колесами. Кажется странным, что на центральной картине столь важного триптиха на видном месте изображен воз сена, однако достаточно вспомнить, что, с одной стороны, это символ доброты Божьей, с другой - не представляя большой ценности сам по себе, воз сена также подчеркивает тщету стяжательства. Старая голландская пословица гласит: "Мир - это воз сена, каждый старается урвать с него, сколько сможет". Среди известных работ Босха "Несение креста" 1516 г.; "Увенчание терновым венцом", 1508-1509 гг.; "Блудный сын", 1503 г.; "Семь смертных грехов и четыре последние вещи", 1475-1480 гг. и др. Достоверно можно говорить лишь о 25 картинах и 8 рисунках руки Босха, сохранившихся до наших дней. Это триптихи, фрагменты триптихов, отдельные картины и рисунки. Лишь 7 творений Босха подписаны. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святого, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о людской глупости. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет алтаря "Искушение Св. Антония". Босх умер в Хертогенбосе. В родном городе Босха – (Хертогенбосе) открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений. |