ЗАРЯНКО, Сергей ЗАРЯНКО, Сергей. Портрет княгини Трубецкой. 1856 г.
ЗАРЯНКО, Сергей.
(Zaryanko, Sergey., 1818-1871) русский живописец-портретист. Зарянко вошел в историю русского искусства как автор мастерски исполненных портретов своих современников. В лучших из них, написанных в 1840-х - 1850-х гг., глубина прочтения образов сочетается с откровенно натуралистической живописью. "Это не живопись, а натура, оживленные и одушевленные изображения... В глазах живая влага, выпуклость - эти глаза смотрят. Рука совершенно отделилась от холста... верность натуре доведена до той степени, что вы невольно забываете полотно, видите перед собою живого человека", - пишет современник в обзоре выставки 1850 г. о портрете скульптора Ф. Толстого. Зарянко родился в местечке Ляды, ныне Дубровенского района Витебской обл. (Беларусь) в семье крепостного крестьянина. Учился у А. Г. Венецианова (сер. 1830-х гг.) и в петербургской АХ у М. Воробьева (1834 г.); с 1843 г. – академик. С 1856 г. – профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Первой работой художника, вызвавшей интерес к его творчеству, стал групповой портрет "Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников" (1840-1841 гг.). В 1843 г. Зарянко ненадолго переезжает в Москву, где служит учителем рисования в Александровском сиротском институте и в Московском дворцовом архитектурном училище. В произведениях Зарянко точность и материальность письма, идущие от венециановской школы (виды интерьеров - "Внутренний вид Морского Никольского собора", отличающийся особо тщательной передачей предметов убранства и утвари; портреты знаменитого оперного певца О. Петрова, 1849 и Ф. Толстого, 1850 гг.), постепенно сменяются иллюзионистическим натурализмом (портреты Н. В. Сокуровой, 1854 г. и П. Пономарёва, 1855 г.). В Петербурге художник прожил десять лет и написал свои лучшие портреты: А. Танеева (1853 г.), петербургского "городского головы" И. Лесникова (1854 г.), С. Голицына (1857 г.), семьи Турчаниновых, Латкиных (в интерьере, 1850-е гг.). Зарянко написал до сотни портретов, из которых достойны внимания несколько портретов цесаревича Николая Александровича, императора Александра II, Турчанинова, Доливо-Добровольского, князя и княгини Абамелик, Лесниковой, графа А. Закревского, графа И. Толстого, князя С. Голицына, П. Тучкова, графа С. Строганова, графа П. Шувалова и графа В. Адлерберга. Его портреты отличаются сильной лепкой, превосходной передачей освещения, тщательной разработкой подробностей и точным, несколько "фотографическим" отображением лиц, более с внешней стороны, чем в отношении внутренней характеристики и выражения. Последний, московский период жизни художника, охватывающий вторую половину 1850-х и 1860-е гг., в основном отмечен педагогической деятельностью. Разработал систему преподавания, построенную на преимущественно на изучении натуры, тщательности в передаче видимого света. Зарянко с давних пор видел только одним глазом. Художник всю жизнь не терял связи с родиной и в меру сил и возможностей содействовал развитию белорусского изобразительного искусства. Умер скоропостижно в Москве.