ВОЛКОВ, Валентин ВОЛКОВ, Валентин. Минск. 3 июля 1944 г. 1946-1955 гг.
ВОЛКОВ, Валентин .
(Volkov, Valentine., 1881-1964) белорусский живописец. Народный художник БССР (1955 г.). Профессор (1957 г.). Родился в г. Ельце бывшей Орловской губернии. Учился в Пензенском художественном училище у К. Савицкого (1901-1907 гг.) и в петербургской АХ у В. Савинского и П. Чистякова (1907-1915 гг.). Принимал участие в художественных выставках с 1903 г. С 1919 г. жил и работал в Белоруссии. Автор рисунка герба БССР (1926 и 1938 гг.). Преподавал в Витебском художественном техникуме, в Минском художественном училище, в Белорусском театрально-художественном институте (с 1953 г.). Писал главным образом портреты и тематические картины ("Индустриализация"; "Коллективизация"; "Кастусь Калиновский" 1925 г.; "Баррикада", 1923 г.; "Молотобоец", 1926 г.; "Партизаны", 1928 г.; "Плотогоны", 1928 г.; "Передача опыта", 1937 г.; "Вузовцы", 1947 г.; "Минск 3 июля 1944 г.", 1946-1955 гг.; портрет М. Богдановича, 1927 г.; групповой портрет народных артистов СССР В. Владомирского, Г. Глебова и народного художника БССР О. Марикса, 1959 г.; М. Горького, 1951 г. и др.). В портретном жанре продолжал традиции психологического портрета русского реалистического искусства 2-ой пол. XIX в. Стремился к глубокому проникновению в характеры людей, отражения их общественной значимости. В 1920-1930 гг. занимался монументально-декоративным искусством. В 1918 г. участвовал в художественном оформлении Петрограда к годовщине Октябрьской революции (эскизы панно "Вся власть Советам", "Штурм Зимнего"). Значительным явлением в художественной жизни республики явилось большое живописное полотно Волкова "Минск. 3 июля 1944 г.". В картине запечатлен незабываемый, волнующий момент встречи населением Минска воинов Красной Армии, освободивших город от немецко-фашистских захватчиков. Над картиной художник работал более восьми лет. В основу ее положены реальные события, свидетелем и участником которых он был. Дымом пожарищ окутаны руины Минска. На пл. Свободы въезжают советские танки. Население исстрадавшегося за годы оккупации города вышло встречать воинов-освободителей. Среди встречающих - герои подполья, партизаны, старики, женщины, дети. Основным композиционного и смысловым центром картины является фигура танкиста, стоящего с автоматом в руке на броне головного танка. Наиболее сильной стороной произведения является психологическая трактовка персонажей каждая фигура в картине - это тип, наделенный яркой образной характеристикой. Достичь этого художнику удалось большой работой над натурным материалом, тщательной проработкой деталей. Писал также пейзажи, натюрморты ("Морозный день", 1957 г.; "На окраине Минска", 1956 г.; "Желтые цветы", 1947 г.; "Красные гладиолусы", 1957 г. и др.). Значительную ценность представляют рисунки Волкова (портреты, пейзажи, эскизы картин).