| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

БАКСТ, Лев.


АГАФОНОВ, Николай. (Agafonov, Nickolas., 1955-)
АГАФОНОВА, Лилия. (Agafonova, Liliya., 1957-2010)
АЛЬХИМОВИЧ, Казимир. (Alchimowicz, Kazimierz., 1840-1916)
АРАКЧЕЕВ, Борис. (Arakcheev, Boris., 1926-2013)
АСТАПОВИЧ, Аркадий. (Astapovich, Arcady., 1896-1941)
АСТАШОНОК, Геннадий. (Astashonok, Gennady., 1955-2012)
АХРЕМЧИК, Иван. (Akhremchik, Ivan., 1903-1971)
БАКСТ, Лев. (Bakst, Lev., 1866-1924)
БАРАНОВСКИЙ, Анатолий. (Baranovskiy, Anatoliy., 1937-2017)
БАСОВ, Израиль. (Basov, Israel., 1918-1994)
БОГША, Лазарь. (Bogsha, Lazar., )
БРАЗЕР, Абрам. (Brazer, Abram., 1892-1942)
БРЖОЗОВСКИЙ, Генрих. (Brzhozovsky, Genrikh., 1912-2008)
БУЩИК, Николай. (Bushchik, Nikolay., 1948-)
БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ, Витольд. (Bjalynitsky-Birulya, Vitold., 1872-1957)
ВАНЬКОВИЧ, Валентий. (Vankovich, Valenty., 1800-1842)
ВАЩЕНКО, Гавриил. (Vashchenko, Gavriil., 1928-2014)
ВАЩЕНКО, Максим. (Vashchenko, Maxim., -1708)
ВОЙЧЕНКО, Сергей. (Vojchenko, Sergey., 1955-2004)
ВОЛКОВ, Валентин . (Volkov, Valentine., 1881-1964)
ГОМОНОВ, Леонид (Gomonov, Leonid, 1953-)
ГОРАВСКИЙ, Аполлинарий. (Goravsky, Apollinary., 1833-1900)
ГРОМЫКО, Виктор. (Gromyko, Victor., 1923-2019)
ГУБАРЕВ, Валентин. (Gubarev, Valentin., 1948-)
ДАМЕЛЬ, Ян. (Damel, Jan., 1780-1840)
ДАНЦИГ, Май. (Danzig, May., 1930-2017)
ДРОЗДОВИЧ, Язеп. (Drozdovich, Jazep., 1888-1954)
ЖИГИМОНТ, Светлана. (Zhigimont, Svetlana., 1968-)
ЖОЛТОК, Валериана. (Zholtock, Valeriana., 1919-2000)
ЖУКОВСКИЙ, Станислав. (Zhukovsky, Stanislav., 1873-1944)
ЗАБОРОВ, Борис. (Zaborov, Boris., 1935-2021)
ЗАЙЦЕВ, Евгений. (Zaitsev, Evgeniy., 1908-1992)
ЗАРЯНКО, Сергей. (Zaryanko, Sergey., 1818-1871)
ИСАЧЁВ, Александр. (Isachev, Alexander., 1955-1987)
КАРНИЦКИЙ, Антон. (Karnitsky, Anton., 1912-1944)
КАТКОВ, Сергей. (Katkov, Sergey., 1911-1976)
КАШКУРЕВИЧ, Арлен. (Kashkurevich, Arlen., 1929-2013)
КИШ, Елена. (Kish, Elena., 1889-1949)
КИЩЕНКО, Александр. (Kishchenko, Alexander., 1933-1997)
КРУГЕР, Яков. (Kruger, Yakov., 1869-1940)
КУДРЕВИЧ, Владимир. (Kudrevich, Vladimir., 1884-1957)
КУЛИК, Евгений. (Kulik, Evgeniy., 1937-2002)
ЛЕЙБОВИЧ, Гирш. (Lejbowicz, Hirsz., 1700-1786)
ЛИТВИНОВА, Зоя. (Litvinova, Zoe., 1938-)
МАЗЕЛЬ, Рувим. (Mazel, Ruvim., 1890-1967)
МАКОВСКИЙ, Томаш. (Makovsky, Tomasz., 1575-1630)
МАЛЕВИЧ, Казимир. (Malevich, Kazimir., 1878-1935)
МАЛИШЕВСКИЙ, Альгерд. (Maliszewski, Algerd., 1922-1989)
МАРОЧКИН, Алексей. (Marochkin, Alexey., 1940-)
МАСЛЕННИКОВ, Павел. (Maslennikov, Pavel., 1914-1995)
ОЛЕШКЕВИЧ, Иосиф. (Oleshkevich, Iosif., 1777-1830)
ОРДА, Наполеон. (Orda, Napoleon., 1807-1883)
ПЕШКА, Юзеф. (Peszka, Jozef. , 1767-1831)
ПОПЛАВСКИЙ, Георгий. (Poplavsky, Georgy. , 1931-2017)
ПЭН, Иегуда. (Pen, Yehuda., 1854-1937)
РАН, Лазарь. (Ran, Lazar., 1909-1989)
РОДИН, Александр. (Rodin, Alexander., 1947-2022)
РОМАНЮК, Михась. (Romanyuk, Mikhas., 1944-1997)
РУСЕЦКИЙ, Канут. (Rusetsky, Kanut., 1801-1860)
РУСОВА, Людмила. (Rusova, Ludmila., 1954-2010)
РУСТЕМ, Ян. (Rustem, Jan., 1762-1835)
РУЩИЦ, Фердинанд. (Rushchits, Ferdinand., 1870-1936)
САВИЦКИЙ, Михаил. (Savitsky, Mikhail., 1922-2010)
СЕЛЕЩУК, Николай. (Seleshchuk, Nikolay., 1947-1996)
СЕРГИЕВИЧ, Петр. (Sergievich, Peter., 1900-1984)
СИЛИВАНОВИЧ, Никодим. (Silivanovich, Nikodim., 1834-1919)
СКОРИНА, Франциск. (Skorina, Franсisk., 1490-1551)
СЛАУК, Валерий. (Slauk, Valery., 1947-)
СМУГЛЕВИЧ, Франциск. (Smuglevich, Franсisk., 1745-1807)
СТАНЮТА, Михаил. (Stanyuta, Mikhail., 1881-1974)
СТРЖЕМИНСКИЙ, Владислав. (Strzeminski, Wladyslaw., 1893-1952)
СУТИН, Хаим. (Soutine, Chaim., 1893-1943)
СУХОВЕРХОВ, Владимир. (Suhoverhov, Vladimir., 1908-1977)
СУХОДОЛЬСКИЙ, Януарий. (Suchodolski, January., 1797-1875)
СЧАСТНАЯ, Нинель. (Schastnaja, Ninel., 1933-2013)
ТАРАСЕВИЧ, Александр. (Tarasevich, Alexander., 1640-1727)
ТИХОНОВИЧ, Евгений. (Tihonovich, Evgeniy., 1911-2005)
ТЫЧИНА, Анатолий. (Tychina, Anatoly., 1897-1986)
ТЮРИН, Вячеслав. (Tyurin, Vyacheslav., 1939-)
ФИЛИППОВИЧ, Михаил. (Filippovich, Mikhail., 1896-1947)
ХОДОСЕВИЧ-ЛЕЖЕ, Надежда. (Khodasevich-Leger, Nadezhda., 1902-1982)
ХРУЦКИЙ, Иван. (Khrutsky, Ivan., 1810-1885)
ЦВИРКО, Виталий. (Tsvirko, Vitaliy., 1913-1993)
ЧЕМОДУРОВ, Евгений. (Chemodurov, Evgeniy., 1914-2006)
ЧЕРНЯВСКИЙ, Георгий. (Chernyavskiy, George., 1909-1985)
ШАГАЛ, Марк. (Chagall, Marc., 1887-1985)
ШАРАНГОВИЧ, Василий. (Sharangovich, Vasiliy., 1939-2021)
ШРЕТТЕР, Иоганн. (Shretter, John., )
ЩЕМЕЛЁВ, Леонид. (Shchemelyov, Leonid., 1923-2021)
БАКСТ, Лев
БАКСТ, Лев
БАКСТ, Лев. Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Черепина "Нарцисс". 1911 г.
БАКСТ, Лев. Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Черепина "Нарцисс". 1911 г.
БАКСТ, Лев. Ужин. 1902 г.
БАКСТ, Лев. Ужин. 1902 г.
БАКСТ, Лев. Портрет Сергея Дягилева с няней. 1906 г.
БАКСТ, Лев. Портрет Сергея Дягилева с няней. 1906 г.
БАКСТ, Лев. Древний ужас. 1908 г.
БАКСТ, Лев. Древний ужас. 1908 г.
БАКСТ, Лев. Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Черепнина "Нарцисс". 1911 г.
БАКСТ, Лев. Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Черепнина "Нарцисс". 1911 г.

БАКСТ, Лев.

(Bakst, Lev., 1866-1924) известный русский художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер. Работал преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения "Мир искусства" и театрально-художественных проектов С. Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX в. Родился в губернском г. Гродно в состоятельной семье. Настоящая фамилия - Розенберг. Детство и юность будущего художника прошли в Санкт-Петербурге, куда вскоре после его рождения по коммерческим соображениям переехала семья. С детства Бакст увлекался и рисованием. Отец показал его рисунки скульптору М. Антокольскому, и тот посоветовал мальчику учиться живописи. После обучения в гимназии Бакст в 1883 г. поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где занимался под руководством К. Венига, П.Чистякова, И. Аскназия, ведущих мастеров исторической и портретной живописи. В 1887 г., молодой художник покинул Академию, не завершив полный курс обучения. В кон. 1880-х - нач. 1890-х гг. работал в Санкт-Петербурге в мастерской учебных пособий, занимался книжной иллюстрацией, делал репортерские наброски для журналов "Художник" и "Петербургская жизнь". Создавал жанровые и религиозные произведения, отмеченные влиянием критического реализма. В 1891 г. он путешествовал по Западной Европе, посетил Германию, Францию, Испанию, Италию. В 1893-1896 гг. Бакст занимался в студии известного французского художника-академиста, мастера исторической живописи Жана-Леона Жерома, посещал частную парижскую художественную Академию Жюлиана, брал уроки у прославленного финского живописца и графика, мастера пастели и акварели А. Эдельфельта. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-1899 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Санкт-Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Бенуа, К. Сомовым и С. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898 г.). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". Он продолжал заниматься и станковым искусством - исполнил отличные графические портреты И. Левитана, Ф. Малявина (1899 г.), А. Белого (1905 г.) и 3. Гиппиус (1906 г.) и живописные портреты В. Розанова (1901 г.), С. Дягилева с няней (1906 г.) и др. Также преподавал живопись детям великого князя Владимира Александровича. В 1902 г. в Париже получил заказ от Николая II на картину "Встреча русских моряков". В 1903 г. сочетался браком с Любовью Третьяковой, дочерью П. Третьякова. Брак окончательно распался в 1907 г., до рождения сына, Андрея. Преподавал в Санкт-Петербурге в школе Е. Званцевой. В период 1908-1910 гг. одним из его учеников был М. Шагал. Яростные споры критиков вызвала его известная картина "Ужин" (1902 г.), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас" (1908 г.), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы. В 1910 г. за картину "Древний ужас" получил большую золотую медаль на Международной выставке в Брюсселе. В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале "Жупел", потом в журналах "Сатирикон", "Золотое руно", "Аполлон", успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры, выставки). Но уже к концу 1900-х гг. ограничил себя работой в театре, изредка делая исключения для графических портретов близких ему людей, и вошел в историю именно как выдающийся театральный художник эпохи модерна. Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы". Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903 г.), имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. Фокина (1907 г.). Талант Бакста развернулся в полной мере в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С. Дягилева". "Клеопатра" (1909 г.), "Шахерезада" и "Карнавал" (1910 г.), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911 г.), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912 г.), "Игры" (1913 г.) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Имя Бакста, ведущего художника "Русских сезонов", гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. "В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Именно это я пытался сделать в "Шахерезаде". На печальный зеленый я кладу синий, полный отчаяния… Есть красные тона торжественные и красные, которые убивают… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…" - Бакст. Фактически, он стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре. По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров - Вацлава и Брониславы Нижинских, Тамары Карсавиной, Веры Фокиной. В театральных работах стремился прежде всего передать "дух эпохи", нередко склоняясь к его мистическому пониманию. Бакста особенно привлекали Древняя Греция эпохи архаики и Восток. Стилизуя мотивы античного искусства и экзотические восточные одежды, создавал утончённо-декоративные, часто фантастические костюмы, являвшиеся одним из важнейших элементов красочного театрального зрелища. В 1910-1920-х гг. работал в театрах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Брюсселя, Рима. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. В 1914 г. он был избран членом Академии художеств. Член Осеннего салона в Париже, вице-президент жюри Общества декоративных искусств во Франции, член Брюссельской королевской Академии. Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако, между ним и С. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. Персональные выставки произведений Бакста состоялись в Париже (1911 г.), Лондоне (1912, 1913, 1914, 1917 гг.), Берлине (1913 г.), Стокгольме (1913 г.), Нью-Йорке (1913, 1914, 1916, 1920, 1922 гг.), Бостоне (1914 г.), Филадельфии (1914 г.), Чикаго (1914, 1923 гг.), Лос-Анджелесе (1924 г.), Балтиморе (1924 г.). Он также участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (1921 г.) и Нью-Йорке (1923, 1924 гг.). Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, много фотографировал, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе. В 1916 г. ему впервые пришла мысль: открыть дом моды и универсального дизайна. Идея была смелой и абсолютно новаторской - соединить в себе несколько направлений дизайна. У него был опыт разработки в едином художественном ключе архитектурных решений интерьера, мебели, ткани, керамики, посуды, стекла, столового серебра, одежды, ювелирных изделий и даже автомобилей. Увы, этой мечте не было суждено сбыться. В 1922-1924 гг. художник работал над созданием рисунков тканей и моделей одежды, оказав значительное влияние на развитие парижской и американской моды. Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. Он был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Непосильный труд подорвал его здоровье. Бакст умер в г. Рюэй-Мальмезон (недалеко от Парижа) от отёка лёгких. Сын - Андрей Бакст (1907-1972), художник театра и кино. В связи со 150-летним юбилеем всемирно известного художника Бакста, решением Генеральной конференции ЮНЕСКО 2016 г. объявлен годом Бакста. В 2016 г. в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялась художественная выставка "Время и творчество Льва Бакста". В том же году прошла выставка Бакста в Санкт-Петербурге в Русском музее. В 2016 г. в Беларуси была выпущена почтовая марка, посвящённая 150-летию со дня рождения Бакста. Его имя носит одна из улиц в Гродно. Произведения хранятся в крупнейших государственных музеях и частных собраниях многих стран мира. Нередко произведения художника появляются на аукционах. Только на Sotheby`s с 2000 г. по 2015 г. продано более 50 работ Бакста. "Танцовщица в костюме" была продана за 1 215 552 долларов США (2006 г., Cyristie`s).

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024