ПИРАНЕЗИ, Джованни.
АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
АЛИНАРИ, Джузеппе. (Alinari, Giuseppe., 1836-1891)
АЛЬБЕРТИ, Леон. (Alberti, Leon Battista., 1404-1472)
АРЧИМБОЛЬДИ, Джузеппе. (Arcimboldi, Giuseppe., 1527-1593)
БАЛЛА, Джакомо. (Balla, Giacomo., 1871-1958)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БЕРНИНИ, Джованни. (Bernini, Giovanni., 1598-1680)
БЛААС, Эжен (Blaas, Eugene de, 1843-1931)
БОРРОМИНИ, Франческо. (Borromini, Francesco., 1599-1667)
БОТТИЧЕЛЛИ, Сандро. (Botticelli, Sandro., 1445-1510)
БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
БОЧЧОНИ, Умберто. (Boccioni, Umberto., 1882-1916)
БОЭТТИ, Алигьеро. (Boetti, Alighiero., 1940-1994)
БРАМАНТЕ, Донато. (Bramante, Donato., 1444-1514)
БРОНЗИНО, Аньоло. (Bronzino, Agnolo., 1503-1572)
БРУНЕЛЛЕСКИ, Филиппо. (Brunelleschi, Filippo., 1377-1446)
БУРРИ, Альберто. (Burri, Alberto., 1915-1995)
ВАЗАРИ, Джорджо. (Vasari, Giorgio., 1511-1574)
ВЕРОНЕЗЕ, Паоло. (Veronese, Paolo; Caliari., 1528-1588)
ВЕРРОККЬО, Андреа. (Verrocchio, Andrea del., 1435-1488)
ГВАРИНИ, Гварино. (Guarini, Guarino., 1624-1683)
ГИБЕРТИ, Лоренцо. (Ghiberti, Lorenzo., 1381-1455)
ГИРЛАНДАЙО, Доменико. (Ghirlandaio, Domenico; di Tommaso Bigordi., 1449-1494)
ГУТТУЗО, Ренато. (Guttuso, Renato., 1912-1987)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДЕ КИРИКО, Джорджо. (De Chirico, Giorgio., 1888-1978)
ДЖАМБОЛОНЬЯ. (Giambologna., 1529-1608)
ДЖОРДЖОНЕ. (Giorgione., 1476-1510)
ДЖОТТО, ди Бондоне. (Giotto, di Bondone., 1266-1337)
ДОНАТЕЛЛО. (Donatello., 1386-1466)
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
КАНАЛЕТТО, Джованни. (Canaletto., 1697-1768)
КАРАВАДЖО, Микеланджело. (Caravaggio, Michelangelo., 1573-1610)
КАРРОЗЗИНИ, Франческо. (Carrozzini, Francesco., 1982-)
КАСТАНЬО, Андреа. (Castagno, Andrea del., 1421-1457)
КАТТЕЛАН, Маурицио. (Cattelan, Maurizio., 1960-)
КВАРЕНГИ, Джакомо. (Quarenghi, Giacomo., 1744-1817)
КУНЕЛЛИС, Жаннис. (Kounellis, Jannis., 1936-2017)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (Leonardo da Vinci., 1452-1519)
МАЗАЧЧО. (Masaccio., 1401-1428)
МАНДЗОНИ, Пьеро. (Manzoni, Piero., 1933-1963)
МАНЦУ, Джакомо. (Manzu, Giacomo., 1908-1991)
МАРИНИ, Марино. (Marini, Marino., 1901-1980)
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. (Michelangelo Buonarroti., 1475-1564)
МОДИЛЬЯНИ, Амедео. (Modigliani, Amedeo., 1884-1920)
МОРАНДИ, Джорджо. (Morandi, Giorgio., 1890-1964)
ПАЛЛАДИО, Андреа. (Palladio, Andrea., 1508-1580)
ПАРМИДЖАНИНО, Франческо. (Parmigianinо, Francesco., 1503-1540)
ПЕРУДЖИНО, Пьетро. (Perugino, Pietro., 1445-1523)
ПИЗАНО, Бонанно. (Pisano, Bonanno., 1150-1200)
ПИЗАНО, Никколо. (Pisano, Niccol., 1225-1284)
ПИНТУРИККЬО. (Pinturicchio., 1454-1513)
ПИРАНЕЗИ, Джованни. (Piranesi, Giovanni., 1720-1778)
ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА. (Piero della Francesca., 1420-1492)
РАФАЭЛЬ. (Raphael; Raffaello Santi., 1483-1520)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
РОЗАМИЛЬЯ, Энцо. (Rozamilia, Enzo., 1955-)
РОТАРИ, Пьетро. (Rotari, Pietro., 1707-1762)
САРДЖЕНТ, Джон. (Sargent, John., 1856-1925)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
СТЕЛЛА, Джозеф. (Stella, Joseph., 1877-1946)
СТИНГЕЛ, Рудольф. (Stingel, Rudolf., 1954-)
ТИНТОРЕТТО, Якопо. (Tintoretto; Robusti, Jacopo., 1518-1594)
ТИЦИАН. (Titian; Tiziano Vecellio., 1480-1576)
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. (Thorvaldsen, Bertel., 1770-1844)
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ТЬЕПОЛО, Джованни. (Tiepolo, Giovanni Battista., 1696-1770)
УЧЧЕЛЛО, Паоло. (Uccello, Paolo., 1397-1475)
ФАРСАРИ, Адольфо. (Farsari, Adolfo., 1841-1898)
ФЕЙЕРБАХ, Ансельм. (Feuerbach, Anselm von., 1829-1880)
ФИШЕР, Дэвид. (Fisher, David., 1949-)
ФОНТАНА, Лючио. (Fontana, Lucio., 1899-1968)
ХОРВАТ, Франк. (Horvat, Frank., 1928-2020)
ЧЕЛЛИНИ, Бенвенуто. (Cellini, Benvenuto., 1500-1571)
ЧИЕРИЦИ, Гаэтано. (Chierici, Gaetano., 1838-1920)
ЩЕДРИН, Сильвестр. (Shchedrin, Sylvester., 1791-1830)
|
ПИРАНЕЗИ, Джованни
ПИРАНЕЗИ, Джованни. Руины храма Нептуна в Пестуме. Офорт. 1778 г.
ПИРАНЕЗИ, Джованни. Великолепный мост. Из серии "Prima Parte". Офорт. 1743 г.
ПИРАНЕЗИ, Джованни. Пирамида Гая Цестия. Офорт. 1756 г.
ПИРАНЕЗИ, Джованни. Вид на храм Кибелы на площади Пьяцца делла Бокка делла Верита. Офорт. 1758 г.
ПИРАНЕЗИ, Джованни. Вид великой площади и базилики Святого Петра. Офорт. 1748-1774 гг.
ПИРАНЕЗИ, Джованни. Внутренний вид Пантеона. Офорт. 1748-1774 гг.
ПИРАНЕЗИ, Джованни. Храм Сатурна. Из серии "Виды Рима". Офорт. 1748-1774 гг.
ПИРАНЕЗИ, Джованни. Готическая арка. Лист XIV. Серия "Воображемые тюрьмы". Офорт. 1761 г.
ПИРАНЕЗИ, Джованни.
(Piranesi, Giovanni., 1720-1778) известный итальянский художник-график, мастер архитектурных пейзажей, гравёр, археолог, архитектор. Родился в Мольяно-Венето близ г. Тревизо (Венецианская Республика, ныне регион Венето, Италия). Учился в Венеции у своего отца, который был каменщиком, у дяди - инженера и архитектора, и у некоторых др. мастеров. Гравированию обучался у К. Дзукки, Д. Вази и Ф. Поланцани. Испытал влияние античного зодчества, а также барочного театрально-декорационного искусства (Галли-Биббиена и др.). Работал в Риме, а также в Венеции и Неаполе. В 1743 г. в Риме он опубликовал свою первую серию гравюр "Первая часть архитектурных и перспективных построений". Затем он ненадолго вернулся в Венецию, а с 1745 г. навсегда поселился в Риме. К концу жизни Пиранези стал одним из самых знаменитых граждан Рима. Работая в манере, сочетающей офорт с резцовой гравюрой, Пиранези создавал "архитектурные фантазии", поражающие сверхчеловеческой грандиозностью пространственных решений, остродраматическими светотеневыми контрастами (циклы "Воображаемые тюрьмы", 1745-1750, 1760-1761 гг.), а в свои видовые гравюры вносил элемент романтического вымысла, придающий архитектурным памятникам особую монументальность и живописность (циклы "Виды Рима", 2 тт., 1748-1788 гг.; и др.). Над серией гравюр "Виды Рима" он работал в течение всей жизни. Это очень большие листы (в среднем около 40 см в высоту и 60-70 см в ширину). В серии "Воображаемые тюрьмы", в которой он изобразил фантасмагоричные темницы, представляющие собой запутанные лабиринты лестниц, арок и мостков, со свисающими с потолков орудиями пыток. В них он активно использовал приемы оптической иллюзии. Впоследствии, в XX в. за эту серию Пиранези наравне с Брейгелем-старшим начали считать одним из основоположников, так называемой, "бумажной архитектуры". В его работах появляются особые приемы гипертрофии форм и светотени, которые станут отличительной особенностью его зрелого стиля. Он часто изображает пышные интерьеры, насыщенные световыми контрастами, сильные ракурсы пространства, немыслимые архитектурные формы и конструкции. Живописная сила тона и монументальность форм - отличительные черты офортов Пиранези. В больших листах, требующих рассмотрения на расстоянии, Пиранези располагает площади, уголки города, здания, арки, мосты, развалины, гробницы, лестницы, вазы, канделябры, фрагменты колонн и статуй, орнаменты. С любовью художник изучает камень, его поверхность, окраску, различие пород, следы времени на нем. Графические приемы Пиранези необычайно разнообразны. Мастерски используя многоступенчатое травление, он работает линиями, струящимися во всю глубину листа, сменяя их точками, царапинами, крючками, захлестывающимися петлями, извивами, создавая широкие теневые зоны и сильные световые эффекты. Им опубликованы несколько томов с исследованиями и реконструкциями практически всех знаменитых построек в Риме и его окрестностях. В последние годы жизни Пиранези выполнил обмеры и сделал зарисовки и гравюры храмов Пестума; они были опубликованы посмертно его сыном Франческо. Знаковыми были картографические работы Пиранези - план Рима из альбома 1756 г., где на рельефе "вечного города" изображены только считанные сохранившиеся памятники Древнего Рима, а рядом в виде "осколков" запечатлены фрагменты планов исчезнувших древнеримских построек. В 1762 г. он создал "Ихнографию Марсового поля античного города" - своего рода концептуальное, хотя и полностью лишенное исторической достоверности руководство по реконструкции Древнего Рима. Пиранези пользовался большим расположением Папы Римского Климента XIII (занимал престол в 1758-1769 гг.). При нем художник в 1761 г. был принят почетным членом папской художественной Академии Святого Луки и удостоен рыцарского ордена Золотой Шпоры. Всего известно порядка 800 гравюр авторства Пиранези - в основном это ансамбли современного ему Рима, памятники древнеримского зодчества, руины, старые гробницы. Он считается одним из лучших графиков своей эпохи: в его работах сочетается красочность и экспрессивность с безупречной угловой перспективой. Единственной работой Пиранези в области архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария на Авентинском холме в Риме (1764-1765 гг.), где впоследствии он был похоронен. Сын и дочь, Франческо (1759-1810) и Лаура (1754-1789), также стали известными художниками-граверами. Художник умер в Риме, в возрасте 58 лет, от болезни почек. Пиранези - один из самых влиятельных художников XVIII в. Его работами вдохновлялись современники (Ю. Робер, Э. Булле, К. Леду и др.), позднее - мастера романтизма. В дальнейшем работы Пиранези особенно ценили архитекторы XIX-XX вв. (в т. ч. в России - И. Фомин, Я. Чернихов, К. Мельников), художники футуризма (А. Сант-Элиа) и сюрреализма (М. Эшер), а также мастера кинематографа (С. Эйзенштейн, Ф. Ланг) и др. Мотивы серии офортов "Вазы, канделябры, надгробия, саркофаги, треножники, светильники и античные орнаменты" (издана в 1778 г.), в которых Пиранези воссоздаёт на основе тщательных исследований предметы античного быта, впоследствии широко использовались мастерами ампира. Произведения графика всегда ценились коллекционерами как проявление удивительной творческой фантазии и высочайшего художественного мастерства. Одним из коллекционеров оттисков авторства Пиранези была русская императрица Екатерина II. Его гравюры послужили прототипами для некоторых сооружений Царского села, радикальный подход в его картографии мог повлиять на решения императрицы о создании регулярных планов подавляющего большинства русских городов, которые предусматривали полную перестройку городской ткани с сохранением считанных старинных памятников зодчества (храмов, иногда - крепостей и старых палат). В 2016 г. в Государственном музее изобразительных искусств им. А. Пушкина в Москве прошла большая выставка "Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII-XXI века". ГМИИ представил около 400 работ - Пиранези и тех, кто был "до" и "после". |
|
ARTinvestment.RU: новости искусства
|