| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель.


АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
АЛИНАРИ, Джузеппе. (Alinari, Giuseppe., 1836-1891)
АЛЬБЕРТИ, Леон. (Alberti, Leon Battista., 1404-1472)
АРЧИМБОЛЬДИ, Джузеппе. (Arcimboldi, Giuseppe., 1527-1593)
БАЛЛА, Джакомо. (Balla, Giacomo., 1871-1958)
БЕРНИНИ, Джованни. (Bernini, Giovanni., 1598-1680)
БЛААС, Эжен (Blaas, Eugene de, 1843-1931)
БОРРОМИНИ, Франческо. (Borromini, Francesco., 1599-1667)
БОТТИЧЕЛЛИ, Сандро. (Botticelli, Sandro., 1445-1510)
БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
БОЧЧОНИ, Умберто. (Boccioni, Umberto., 1882-1916)
БОЭТТИ, Алигьеро. (Boetti, Alighiero., 1940-1994)
БРАМАНТЕ, Донато. (Bramante, Donato., 1444-1514)
БРОНЗИНО, Аньоло. (Bronzino, Agnolo., 1503-1572)
БРУНЕЛЛЕСКИ, Филиппо. (Brunelleschi, Filippo., 1377-1446)
БУРРИ, Альберто. (Burri, Alberto., 1915-1995)
ВАЗАРИ, Джорджо. (Vasari, Giorgio., 1511-1574)
ВЕРОНЕЗЕ, Паоло. (Veronese, Paolo; Caliari., 1528-1588)
ВЕРРОККЬО, Андреа. (Verrocchio, Andrea del., 1435-1488)
ГВАРИНИ, Гварино. (Guarini, Guarino., 1624-1683)
ГИБЕРТИ, Лоренцо. (Ghiberti, Lorenzo., 1381-1455)
ГИРЛАНДАЙО, Доменико. (Ghirlandaio, Domenico; di Tommaso Bigordi., 1449-1494)
ГУТТУЗО, Ренато. (Guttuso, Renato., 1912-1987)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДЕ КИРИКО, Джорджо. (De Chirico, Giorgio., 1888-1978)
ДЖАМБОЛОНЬЯ. (Giambologna., 1529-1608)
ДЖОРДЖОНЕ. (Giorgione., 1476-1510)
ДЖОТТО, ди Бондоне. (Giotto, di Bondone., 1266-1337)
ДОНАТЕЛЛО. (Donatello., 1386-1466)
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
КАНАЛЕТТО, Джованни. (Canaletto., 1697-1768)
КАРАВАДЖО, Микеланджело. (Caravaggio, Michelangelo., 1573-1610)
КАРРОЗЗИНИ, Франческо. (Carrozzini, Francesco., 1982-)
КАСТАНЬО, Андреа. (Castagno, Andrea del., 1421-1457)
КАТТЕЛАН, Маурицио. (Cattelan, Maurizio., 1960-)
КУНЕЛЛИС, Жаннис. (Kounellis, Jannis., 1936-)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (Leonardo da Vinci., 1452-1519)
МАЗАЧЧО. (Masaccio., 1401-1428)
МАНДЗОНИ, Пьеро. (Manzoni, Piero., 1933-1963)
МАНЦУ, Джакомо. (Manzu, Giacomo., 1908-1991)
МАРИНИ, Марино. (Marini, Marino., 1901-1980)
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. (Michelangelo Buonarroti., 1475-1564)
МОДИЛЬЯНИ, Амедео. (Modigliani, Amedeo., 1884-1920)
МОРАНДИ, Джорджо. (Morandi, Giorgio., 1890-1964)
ПАЛЛАДИО, Андреа. (Palladio, Andrea., 1508-1580)
ПАРМИДЖАНИНО, Франческо. (Parmigianinо, Francesco., 1503-1540)
ПЕРУДЖИНО, Пьетро. (Perugino, Pietro., 1445-1523)
ПИЗАНО, Бонанно. (Pisano, Bonanno., 1150-1200)
ПИЗАНО, Никколо. (Pisano, Niccol., 1225-1284)
ПИНТУРИККЬО. (Pinturicchio., 1454-1513)
ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА. (Piero della Francesca., 1420-1492)
РАФАЭЛЬ. (Raphael; Raffaello Santi., 1483-1520)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
РОЗАМИЛЬЯ, Энцо. (Rozamilia, Enzo., 1955-)
РОТАРИ, Пьетро. (Rotari, Pietro., 1707-1762)
САРДЖЕНТ, Джон. (Sargent, John., 1856-1925)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
СТЕЛЛА, Джозеф. (Stella, Joseph., 1877-1946)
СТИНГЕЛ, Рудольф. (Stingel, Rudolf., 1954-)
ТИНТОРЕТТО, Якопо. (Tintoretto; Robusti, Jacopo., 1518-1594)
ТИЦИАН. (Titian; Tiziano Vecellio., 1480-1576)
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. (Thorvaldsen, Bertel., 1770-1844)
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ТЬЕПОЛО, Джованни. (Tiepolo, Giovanni Battista., 1696-1770)
УЧЧЕЛЛО, Паоло. (Uccello, Paolo., 1397-1475)
ФАРСАРИ, Адольфо. (Farsari, Adolfo., 1841-1898)
ФЕЙЕРБАХ, Ансельм. (Feuerbach, Anselm von., 1829-1880)
ФИШЕР, Дэвид. (Fisher, David., 1949-)
ФОНТАНА, Лючио. (Fontana, Lucio., 1899-1968)
ХОРВАТ, Франк. (Horvat, Frank., 1928-)
ЧЕЛЛИНИ, Бенвенуто. (Cellini, Benvenuto., 1500-1571)
ЧИЕРИЦИ, Гаэтано. (Chierici, Gaetano., 1838-1920)
ЩЕДРИН, Сильвестр. (Shchedrin, Sylvester., 1791-1830)
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Меркурий со свирелью. 1818 г.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Меркурий со свирелью. 1818 г.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Ганимед с Зевсом в образе орла. 1817 г.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Ганимед с Зевсом в образе орла. 1817 г.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Амур и три грации. 1817-1819 гг.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Амур и три грации. 1817-1819 гг.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Александр I. 1820 г.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Александр I. 1820 г.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Надгробие папы Пия VII в соборе Св. Петра в Риме. 1824-1825 гг.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Надгробие папы Пия VII в соборе Св. Петра в Риме. 1824-1825 гг.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Памятник Н. Копернику в Варшаве. 1822-1830 гг.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Памятник Н. Копернику в Варшаве. 1822-1830 гг.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Христос. Церковь Богоматери в Копенгагене. 1821-1839 гг.
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. Христос. Церковь Богоматери в Копенгагене. 1821-1839 гг.

ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель.

(Thorvaldsen, Bertel., 1770-1844) известный датский скульптор, рисовальщик, крупнейший представитель классицизма XIX в., один из вождей академического направления. Родился в Копенгагене, Дания, сын исландского резчика по дереву, обосновавшегося в Дании. Учился в Академии художеств в Копенгагене (1781-1793 гг.) у К. Стэнли, Й. Видевельта, Н. Абильгора. За статую Ясона (1802-1803 г.) Торвальдсена похвалил сам А. Канова (1757-1822), и впоследствии датский ваятель стал восприниматься публикой как наследник великого венецианца. Трудно назвать в XIX в. художника, который бы получил столь всеобщее признание, как Торвальдсен. Заказы сыпались к нему изо всех стран Европы. Его посещение Копенгагена в 1819 г. вылилось в подлинную триумфальную процессию: с восторгом встречали его и в Вене, и в Берлине, и в Варшаве. Многие из его учеников, например, Борис Орловский (1796-1837) и Давид Йенсен (1816-1902) жили и работали в Санкт-Петербурге. В 1797-1838 гг. жил в Неаполе и Риме, где изучал античную скульптуру и произведения Рафаэля. Президент римской Академии св. Луки (с 1825 г.) и Академии художеств в Копенгагене (с 1833 г.). Создал около 80 статуй, 130 бюстов, 240 рельефов. Работал главным образом в мраморе. Почти все его лучшие вещи - на античные сюжеты. Современникам казалось, что именно он смог прочувствовать и воссоздать суть классического искусства Греции и Рима. Тяготел к идеализации и холодной отвлечённости художественного строя, характерным для академического направления в европейском искусстве XIX в. Работы Торвальдсена отличаются виртуозным мастерством обработки мрамора, строгой гармонией композиций, статичностью и сдержанностью образов. Идеализированные портретные бюсты скульптора пользовались спросом по всей Европе. Он увековечил в мраморе не только монархов (например, Александра I), но и многочисленных представителей аристократии различных государств (в том числе и русской). Помимо портретной и мифологической скульптуры, Торвальдсен довольно много разрабатывал библейские и христианские темы. Правда, уже при жизни автора его религиозные работы обвиняли в холодности и бездушности. Начиная со второй половины XIX в. он, подобно многим другим художникам, стал подвергаться нападкам со стороны искусствоведческих кругов вследствие общей реакции на классицизм. Его произведения называли напыщенными, лишёнными подлинного чувства, его мрамор сравнивали с глыбами льда. В Дании и в Исландии отношение к Торвальдсену без изменений сохранилось до наших дней. За годы пребывания в Риме он собрал богатую коллекцию антиков, особенно увлекался геммами и изделиями из бронзы, но покупал также и скульптуру. В его собрании было немало и живописных произведений художников-назарейцев (немецких и австрийских художников-романтиков XIX в., пытавшихся возродить манеру мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса). На склоне лет, в 1838 г., Торвальдсен принял решение вернуться из Италии в Данию, и известие об этом было отмечено там как веха национальной истории. В следующем году началось строительство музея Торвальдсена в Копенгагене, которому было суждено стать и его мавзолеем. Официальное открытие музея состоялось через 4 года после смерти ваятеля. Произведения: "Ясон" (1802-1803 г.), бюст Элизы Шубарт (1804 г.), "Геба" (1806 г.), "Амур и Психея" (1807 г.), "Адонис" (1808 г.), бюст Иды Брун (1810 г.), "Ганимед с Зевсом в образе орла" (1817 г.), бюст Томаса Хоупа (1817), "Пастушок" (1817 г.), "Меркурий со свирелью" (1818 г.), бюст Вильгельмины Бирон (1818 г.), надгробие баронессы Шодуар (1818 г.), "Раненый лев" (1819 г., Люцерна), "Амур и три грации" (1817-1819 гг.), бюст Александра I (1820 г.), надгробие Ф. Бетмана-Гольвега (1814 г.), портретная статуя Е. Остерман-Толстой (1815-1819 гг.), рельеф "Изгнание Элиодора" (1791 г.), грандиозный рельеф (длина 30 м) "Поход Александра Македонского" (1812 г., вилла Карлотта, у озера Комо), медальоны "Ночь" и "День" (1814-1815 гг.), конная статуя И. Понятовского (бронза, 1820-1829 гг., Варшава), "Христос" (церковь Богоматери в Копенгагене, высота 345 см, копии существуют по всему миру, 1821-1839 гг.), памятник Н. Копернику (бронза, 1830 г., Варшава), надгробие папы Пия VII (1824-1831 гг., собор св. Петра в Риме), памятник Ф. Шиллеру (броза, 1835-1839 гг., Штутгарт), автопортрет (1839 г.), "Гименей и Амур" (1840 г.), "Прощание с Нюсе" (1841 г.) и др. Умер скульптор в возрасте 73 лет, в Копенгагене. Большинство произведений собрано в посвященном ему музее в Копенгагене.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2021