| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэлла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ТРЕЗИНИ, Доменико.


АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
АЛИНАРИ, Джузеппе. (Alinari, Giuseppe., 1836-1891)
АЛЬБЕРТИ, Леон. (Alberti, Leon Battista., 1404-1472)
АРЧИМБОЛЬДИ, Джузеппе. (Arcimboldi, Giuseppe., 1527-1593)
БАЛЛА, Джакомо. (Balla, Giacomo., 1871-1958)
БЕРНИНИ, Джованни. (Bernini, Giovanni., 1598-1680)
БЛААС, Эжен (Blaas, Eugene de, 1843-1931)
БОРРОМИНИ, Франческо. (Borromini, Francesco., 1599-1667)
БОТТИЧЕЛЛИ, Сандро. (Botticelli, Sandro., 1445-1510)
БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
БОЧЧОНИ, Умберто. (Boccioni, Umberto., 1882-1916)
БОЭТТИ, Алигьеро. (Boetti, Alighiero., 1940-1994)
БРАМАНТЕ, Донато. (Bramante, Donato., 1444-1514)
БРОНЗИНО, Аньоло. (Bronzino, Agnolo., 1503-1572)
БРУНЕЛЛЕСКИ, Филиппо. (Brunelleschi, Filippo., 1377-1446)
БУРРИ, Альберто. (Burri, Alberto., 1915-1995)
ВАЗАРИ, Джорджо. (Vasari, Giorgio., 1511-1574)
ВЕРОНЕЗЕ, Паоло. (Veronese, Paolo; Caliari., 1528-1588)
ВЕРРОККЬО, Андреа. (Verrocchio, Andrea del., 1435-1488)
ГВАРИНИ, Гварино. (Guarini, Guarino., 1624-1683)
ГИБЕРТИ, Лоренцо. (Ghiberti, Lorenzo., 1381-1455)
ГИРЛАНДАЙО, Доменико. (Ghirlandaio, Domenico; di Tommaso Bigordi., 1449-1494)
ГУТТУЗО, Ренато. (Guttuso, Renato., 1912-1987)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДЕ КИРИКО, Джорджо. (De Chirico, Giorgio., 1888-1978)
ДЖАМБОЛОНЬЯ. (Giambologna., 1529-1608)
ДЖОРДЖОНЕ. (Giorgione., 1476-1510)
ДЖОТТО, ди Бондоне. (Giotto, di Bondone., 1266-1337)
ДОНАТЕЛЛО. (Donatello., 1386-1466)
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
КАНАЛЕТТО, Джованни. (Canaletto., 1697-1768)
КАРАВАДЖО, Микеланджело. (Caravaggio, Michelangelo., 1573-1610)
КАРРОЗЗИНИ, Франческо. (Carrozzini, Francesco., 1982-)
КАСТАНЬО, Андреа. (Castagno, Andrea del., 1421-1457)
КАТТЕЛАН, Маурицио. (Cattelan, Maurizio., 1960-)
КУНЕЛЛИС, Жаннис. (Kounellis, Jannis., 1936-)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (Leonardo da Vinci., 1452-1519)
МАЗАЧЧО. (Masaccio., 1401-1428)
МАНДЗОНИ, Пьеро. (Manzoni, Piero., 1933-1963)
МАНЦУ, Джакомо. (Manzu, Giacomo., 1908-1991)
МАРИНИ, Марино. (Marini, Marino., 1901-1980)
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. (Michelangelo Buonarroti., 1475-1564)
МОДИЛЬЯНИ, Амедео. (Modigliani, Amedeo., 1884-1920)
МОРАНДИ, Джорджо. (Morandi, Giorgio., 1890-1964)
ПАЛЛАДИО, Андреа. (Palladio, Andrea., 1508-1580)
ПАРМИДЖАНИНО, Франческо. (Parmigianinо, Francesco., 1503-1540)
ПЕРУДЖИНО, Пьетро. (Perugino, Pietro., 1445-1523)
ПИЗАНО, Бонанно. (Pisano, Bonanno., 1150-1200)
ПИЗАНО, Никколо. (Pisano, Niccol., 1225-1284)
ПИНТУРИККЬО. (Pinturicchio., 1454-1513)
ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА. (Piero della Francesca., 1420-1492)
РАФАЭЛЬ. (Raphael; Raffaello Santi., 1483-1520)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
РОЗАМИЛЬЯ, Энцо. (Rozamilia, Enzo., 1955-)
РОТАРИ, Пьетро. (Rotari, Pietro., 1707-1762)
САРДЖЕНТ, Джон. (Sargent, John., 1856-1925)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
СТЕЛЛА, Джозеф. (Stella, Joseph., 1877-1946)
СТИНГЕЛ, Рудольф. (Stingel, Rudolf., 1954-)
ТИНТОРЕТТО, Якопо. (Tintoretto; Robusti, Jacopo., 1518-1594)
ТИЦИАН. (Titian; Tiziano Vecellio., 1480-1576)
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ТЬЕПОЛО, Джованни. (Tiepolo, Giovanni Battista., 1696-1770)
УЧЧЕЛЛО, Паоло. (Uccello, Paolo., 1397-1475)
ФАРСАРИ, Адольфо. (Farsari, Adolfo., 1841-1898)
ФЕЙЕРБАХ, Ансельм. (Feuerbach, Anselm von., 1829-1880)
ФИШЕР, Дэвид. (Fisher, David., 1949-)
ФОНТАНА, Лючио. (Fontana, Lucio., 1899-1968)
ХОРВАТ, Франк. (Horvat, Frank., 1928-)
ЧЕЛЛИНИ, Бенвенуто. (Cellini, Benvenuto., 1500-1571)
ЧИЕРИЦИ, Гаэтано. (Chierici, Gaetano., 1838-1920)
ЩЕДРИН, Сильвестр. (Shchedrin, Sylvester., 1791-1830)
ТРЕЗИНИ, Доменико
ТРЕЗИНИ, Доменико
ТРЕЗИНИ, Доменико. Петропавловская крепость. Санкт-Петербург. 1703-1733 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Петропавловская крепость. Санкт-Петербург. 1703-1733 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Здание Двенадцати коллегий на стрелке Васильевского острова. 1722-1734 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Здание Двенадцати коллегий на стрелке Васильевского острова. 1722-1734 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Петровские ворота Петропавловской крепости. Санкт-Петербург. 1714-1717 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Петровские ворота Петропавловской крепости. Санкт-Петербург. 1714-1717 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Дом Трезини. Санкт-Петербург. 1721-1726 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Дом Трезини. Санкт-Петербург. 1721-1726 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Летний дворец Петра I в Летнем саду. Санкт-Петербург. 1710-1714 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Летний дворец Петра I в Летнем саду. Санкт-Петербург. 1710-1714 гг.

ТРЕЗИНИ, Доменико.

(Trezzini, Domenico., 1670-1734) русский архитектор, фортификатор и инженер, один из основоположников петровского барокко. Родился в Астано, близ Лугано, Швейцария, в небогатой дворянской семье. Учился архитектуре и строительному делу в Венеции (1685-1690 гг.). Работал в Копенгагене (1699-1703 гг.). Там его заметил русский посол А. Измайлов и пригласил в Россию - "служить в городовом и палатном строении". С 1703 г. работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. С Трезини заключили договор, назначив ему жалование 1000 руб. в год, что являлось огромными деньгами для того времени. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Его постройки отличаются чёткостью планов, скромным декоративным убранством, сочетанием строгих ордерных элементов с барочными деталями. Повлиял на многих последующих архитекторов. Первым крупным сооружением Трезини был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (кронштадтские укрепления этого времени не сохранились). В 1704 г. обновлял поврежденные фортификации Нарвы. В 1706 г. приступил к главному своему труду - строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 г. крепость как таковая - с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами (украшенными рельефными аттрибутами воинской доблести и аллегорической композицией Низвержение Симона-волхва апостолом Петром, работы скульптора К. Оснера; 1714-1717 гг.) - была в значительной своей части уже построена. В 1712-1733 гг. над ней вознесся Петропавловский собор - трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (высота колокольни со шпилем - 112 м). Этот собор стал самым масштабным из тех стилистически рубежных памятников петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу, преобразив в нем не только внешнее декоративное убранство (как это было в "московском" или "нарышкинском" барокко), но всю архитектонику, размеченную здесь декоративно-скупым, но мощным ритмом пилястр и волют. Собор стал одним из наиболее значимых творений Трезини, там были похоронены почти все императоры России. Трезини был не только архитектором Петропавловского собора - на протяжении почти тридцати лет он фактически руководил строительством новой российской столицы - Санкт-Петербурга. "Канцелярия городских дел", созданная для надзора над сооружением Петропавловской крепости, вскоре стала архитектурным штабом всей новой столицы. Здания и целые комплексы по проектам мастера возводились в ключевых точках Санкт-Петербурга. Из них сохранились: Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710-1714 гг.), Благовещенская церковь с Духовским корпусом в Александро-Невской лавре (1717-1722 гг.), здание Двенадцати коллегий на стрелке Васильевского острова (ныне университет; 1722-1734 гг.), последнее выделяется своей особой протяженностью (фронтальная ширина 383 м). Внеся в зодчество совершенно новые для России параметры высоты и длины, Трезини в то же время тонко дифференцировал стилистику, исходя из назначения здания. Если его церковные образы, более "южные" по духу, подчеркнуто величавы и масштабны, то образы светские (Летний дворец и Двенадцати коллегий), напротив, подчинены, прежде всего, принципу практического удобства и компактности, характерного для северного, голландского барокко. Постоянно работая по личным указаниям Петра I, зодчий внес также решающий вклад в регулярную планировку города на Неве в целом (в первую очередь на Васильевском острове) и составил "образцовые" (типовые) проекты жилых домов для размещения разных слоев населения. По проектам Трезини выполнены расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I (1726-1727 гг.), Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий, среди них Гостиный двор на Васильевском острове. Трезини приехал в Россию один, оставив свою первую жену. Вторично женился в 1708 г., а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей и дочь Катарина. В 1726 г. он получил чин полковника фортификации. Согласно табелю о рангах, это давало право на титул "ваше высокоблагородие" и российское потомственное дворянство. Жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х гг. поселился в собственном доме на Васильевском острове, на современной Университетской набережной (д. № 21). Дом Трезини (1721-1726 гг.) функционировал как домашняя школа: из числа его помощников-"гезелей" вышел целый ряд видных зодчих, в том числе архитекторы Пьетро Трезини (1710-?), строивший в Александро-Невской лавре, и М. Земцов. С течением времени дом архитектора несколько раз перестраивался, а в 2005 г. провели его масштабную реконструкцию. С 2013 г. в здании располагается отель "Дворец Трезини". Каждый номер отеля - это эксклюзивный дизайн, антикварная мебель, мрамор и роскошь эпохи Петра I. Зодчий продолжал активную деятельность и после смерти Петра I. Правда, при императрице Анне Иоанновне, занявшей российский трон в 1730 г., его положение заметно ухудшилось. В моду вошло пышное барокко, и стиль, в котором работал архитектор, уже не был столь востребован. Возведением дворцов Трезини больше не занимался, на его долю осталось строительство казенных зданий. Умер в Санкт-Петербурге. Трезини, фактически, первый зодчий Санкт-Петербурга. Его работы во многом определили дальнейшее развитие города и предвосхитили образ императорской столицы. Строгий, практичный стиль его построек отвечал требованиям времени и вкусам Петра I, во многом сформировал петровское барокко. В Санкт-Петербурге Трезини установлен памятник (скульптор П. Игнатьев, 2014 г.) и в его честь названа площадь.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2020