| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти.


АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
АЛЬБЕРТИ, Леон. (Alberti, Leon Battista., 1404-1472)
БЕРНАРДОНИ, Джованни. (Bernardoni, Giovanni., 1541-1605)
БЕРНИНИ, Джованни. (Bernini, Giovanni., 1598-1680)
БОРРОМИНИ, Франческо. (Borromini, Francesco., 1599-1667)
БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
БРАМАНТЕ, Донато. (Bramante, Donato., 1444-1514)
БРУНЕЛЛЕСКИ, Филиппо. (Brunelleschi, Filippo., 1377-1446)
ВАЗАРИ, Джорджо. (Vasari, Giorgio., 1511-1574)
ГВАРИНИ, Гварино. (Guarini, Guarino., 1624-1683)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДЖОТТО, ди Бондоне. (Giotto, di Bondone., 1266-1337)
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
КВАРЕНГИ, Джакомо. (Quarenghi, Giacomo., 1744-1817)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (Leonardo da Vinci., 1452-1519)
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. (Michelangelo Buonarroti., 1475-1564)
ПАЛЛАДИО, Андреа. (Palladio, Andrea., 1508-1580)
ПИЗАНО, Бонанно. (Pisano, Bonanno., 1150-1200)
ПИРАНЕЗИ, Джованни. (Piranesi, Giovanni., 1720-1778)
РАФАЭЛЬ. (Raphael; Raffaello Santi., 1483-1520)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ФИШЕР, Дэвид. (Fisher, David., 1949-)
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Давид. 1501-1504 гг.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Давид. 1501-1504 гг.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Пьета. Собор Св. Петра. Ватикан. 1499 г.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Пьета. Собор Св. Петра. Ватикан. 1499 г.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Сотворение Адама. Фрагмент потолка Сикстинской капеллы. Ватикан. 1511 г.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Сотворение Адама. Фрагмент потолка Сикстинской капеллы. Ватикан. 1511 г.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Моисей. Церковь Сан-Пьетро ин Винколи. Рим. 1515-1516 гг.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Моисей. Церковь Сан-Пьетро ин Винколи. Рим. 1515-1516 гг.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Страшный суд. Сикстинская капелла. Ватикан. 1536-1541 гг.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Страшный суд. Сикстинская капелла. Ватикан. 1536-1541 гг.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Ночь и День. Надгробие Джулиано Медичи. Капелла Медичи. Флоренция. 1520-1534 гг.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. Ночь и День. Надгробие Джулиано Медичи. Капелла Медичи. Флоренция. 1520-1534 гг.

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти.

(Michelangelo Buonarroti., 1475-1564) великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Высокого Возрождения. В искусстве Микеланджело отразились полные героического пафоса идеалы эпохи, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения. Микеланджело учился в мастерской Д. Гирландайо (1488-1489 гг.) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490 гг.), однако наиболее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Уже в юношеских произведения (рельефы "Мадонна у лестницы", "Битва кентавров", ок. 1490-1492 гг.,- оба мрамор, как и все остальные скульптурные произведения Микеланджело) определились главные черты творчества Микеланджело - монументальность, пластическая мощь, внутренняя напряжённость и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. Отдавая дань увлечению античными памятниками, Микеланджело создал в Риме статую "Вакх" (1496-1497 гг.). В традиционную готическую схему скульптурной группы "Оплакивание Христа" (ок. 1497-1498 гг., собор Св. Петра, Рим) он внёс глубокое гуманистическое содержание, яркую жизненную убедительность образов. В 1501 г. Микеланджело возвратился во Флоренцию, где выполнил колоссальную статую "Давид" (1501-1504 гг.), воплотив в ней героический порыв и идею гражданской доблести, отразившие борьбу флорентийцев против тирании Медичи. В картоне для росписи Палаццо Веккьо ("Битва при Кашине", 1504-1506 гг., сохр. копии) он стремился выразить готовность граждан встать на защиту республики. В 1505 г. папа Юлий II призвал Микеланджело в Рим, где поручил ему создание собственной гробницы. После многократного изменения проекта гробница Юлия II была завершена только в 1545 г. (ц. Сан-Пьетро ин Винколи, Рим). Для неё Микеланджело создал ряд статуй, в т. ч. наделённого могучей волей, титанической силой и темпераментом "Моисея" (1515-1516 гг.), исполненные трагизма статуи "Восставший раб" и "Умирающий раб" (обе - 1513-1516 гг.), а также 4 статуи рабов, оставшиеся неоконченными (ок. 1532-1534 гг.). В незавершённых статуях виден процесс напряженной работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными. В живописном цикле, выполненном на своде Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-1512 гг.; включает композиции со сценами из библейской книги Бытия в центр. части плафона, монумент. фигуры пророков и сивилл на боковых частях свода, изображения предков Христа и эпизодов из Библии в распалубках, парусах и люнетах), Микеланджело создал грандиозную торжеств. композицию, легко обозримую в целом и в деталях и воспринимающуюся как гимн физической и духовной красоте человека, как утверждение его созидательных возможностей. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другие живописным произведения Микеланджело, свойственны чёткость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме сдержанных, изысканных цветов. В 1516-1534 гг. Микеланджело вновь работал во Флоренции над проектом фасада ц. Сан-Лоренцо, архитектурно-скульптурным ансамблем усыпальницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви (1520-1534 гг.) и статуями для гробницы Юлия II. Под влиянием исторических и социальных процессов, выразившихся в нарастании феодальной реакции, мироощущение Микеланджело в 1520-х гг. приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший Микеланджело перед лицом гибели в Италии политических свобод, кризиса ренессансных идеалов, отразился в образном решении скульптур капеллы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишённых портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырёх фигур, изображающих времена суток и олицетворяющих беспощадную необратимость течения времени. В 1534 г. Микеланджело переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. В этот период он создал фреску "Страшный суд" (1536-1541 гг.) на алтарной стене Сикстинской капеллы, поражающую трагической силой образов. Глубокие раздумья Микеланджело о тщете человеческих усилий, мучительная безнадёжность поисков истины отразились также во фресках капеллы Паолина (1542-1550 гг.) в Ватикане, отчасти предвосхищающих росписи барокко. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от скульптуры и живописи и обращение к архитектуре и поэзии. К его самым поздним скульптурным произведениям относятся "Пьета" для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-1555 гг., разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М. Кальканьи), предназначенная для собственного надгробия, и незаконченная скульптурная группа "Пьета Ронданини" (1555-1564 гг.), отмеченные трагической экспрессией художественного языка. Постройки Микеланджело отличаются повышенной пластичностью, внутренним динамизмом и напряжённостью масс. Большую роль играет в них рельефное оформление стены - активная светотеневая организация её поверхности с помощью использования высоких пилястр, подчёркнутой пластичности и объёмности карнизов, наличников и дверных порталов. В 1523-1534 гг. Микеланджело работал над проектом и руководил строительством библиотеки Лауренциана во Флоренции, создав выразительный ансамбль динамичного пространства вестибюля с лестницей и спокойного, строгого читального зала. С 1546 г. Микеланджело был занят разработкой проекта и возведением собора Св. Петра, а также строительством ансамбля Капитолия в Риме (обе работы завершены после смерти Микеланджело). Трапециевидная пл. Капитолия с античным конным монументом Марка Аврелия в центре замыкается дворцом Консерваторов и фланкируется 2 симметрично поставленными по её сторонам дворцами, открываясь в город широкой лестницей. Площадь Капитолия была первым ренессансным градостроительным ансамблем, выполненным по замыслу одного художника. Развивая идеи Браманте, Микеланджело сохранил в плане собора Св. Петра идею центричности, усилив значение и роль средокрестия во внутреннем пространстве. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с тамбуром грандиозного купола (купол был возведён после смерти Микеланджело архитектором М. Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции). В последние годы жизни Микеланджело всё чаще обращался к поэзии. Его лирика отмечена глубиной мысли и высоким трагизмом. Излюбленными стихотворными формами Микеланджело были мадригал и сонет. Творчество Микеланджело, явившееся блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло значительную роль в истории европейского искусства. Оно во многом подготовило развитие маньеризма и оказало влияние на сложение принципов барокко.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024