| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ТРЕЗИНИ, Доменико.


АЛЕВИЗ Фрязин Новый. (Aloisio., )
АЛЬБЕРТИ, Леон. (Alberti, Leon Battista., 1404-1472)
БЕРНИНИ, Джованни. (Bernini, Giovanni., 1598-1680)
БОРРОМИНИ, Франческо. (Borromini, Francesco., 1599-1667)
БОФФО, Франс. (Boffo, Frants., 1780-1867)
БРАМАНТЕ, Донато. (Bramante, Donato., 1444-1514)
БРУНЕЛЛЕСКИ, Филиппо. (Brunelleschi, Filippo., 1377-1446)
ВАЗАРИ, Джорджо. (Vasari, Giorgio., 1511-1574)
ГВАРИНИ, Гварино. (Guarini, Guarino., 1624-1683)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДЖОТТО, ди Бондоне. (Giotto, di Bondone., 1266-1337)
ЖИЛЯРДИ, Доменико. (Gilardi, Domenico., 1788-1845)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (Leonardo da Vinci., 1452-1519)
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. (Michelangelo Buonarroti., 1475-1564)
ПАЛЛАДИО, Андреа. (Palladio, Andrea., 1508-1580)
ПИЗАНО, Бонанно. (Pisano, Bonanno., 1150-1200)
РАФАЭЛЬ. (Raphael; Raffaello Santi., 1483-1520)
РИМЛЯНИН, Павел. (Romanus, Paolo., ?-1618)
СОЛАРИ, Пьетро. (Solari, Pietro., 1445-1493)
ТРЕЗИНИ, Доменико. (Trezzini, Domenico., 1670-1734)
ФИШЕР, Дэвид. (Fisher, David., 1949-)
ТРЕЗИНИ, Доменико
ТРЕЗИНИ, Доменико
ТРЕЗИНИ, Доменико. Петропавловская крепость. Санкт-Петербург. 1703-1733 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Петропавловская крепость. Санкт-Петербург. 1703-1733 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Здание Двенадцати коллегий на стрелке Васильевского острова. 1722-1734 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Здание Двенадцати коллегий на стрелке Васильевского острова. 1722-1734 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Петровские ворота Петропавловской крепости. Санкт-Петербург. 1714-1717 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Петровские ворота Петропавловской крепости. Санкт-Петербург. 1714-1717 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Дом Трезини. Санкт-Петербург. 1721-1726 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Дом Трезини. Санкт-Петербург. 1721-1726 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Летний дворец Петра I в Летнем саду. Санкт-Петербург. 1710-1714 гг.
ТРЕЗИНИ, Доменико. Летний дворец Петра I в Летнем саду. Санкт-Петербург. 1710-1714 гг.

ТРЕЗИНИ, Доменико.

(Trezzini, Domenico., 1670-1734) русский архитектор, фортификатор и инженер, один из основоположников петровского барокко. Родился в Астано, близ Лугано, Швейцария, в небогатой дворянской семье. Учился архитектуре и строительному делу в Венеции (1685-1690 гг.). Работал в Копенгагене (1699-1703 гг.). Там его заметил русский посол А. Измайлов и пригласил в Россию - "служить в городовом и палатном строении". С 1703 г. работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. С Трезини заключили договор, назначив ему жалование 1000 руб. в год, что являлось огромными деньгами для того времени. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Его постройки отличаются чёткостью планов, скромным декоративным убранством, сочетанием строгих ордерных элементов с барочными деталями. Повлиял на многих последующих архитекторов. Первым крупным сооружением Трезини был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (кронштадтские укрепления этого времени не сохранились). В 1704 г. обновлял поврежденные фортификации Нарвы. В 1706 г. приступил к главному своему труду - строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 г. крепость как таковая - с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами (украшенными рельефными аттрибутами воинской доблести и аллегорической композицией Низвержение Симона-волхва апостолом Петром, работы скульптора К. Оснера; 1714-1717 гг.) - была в значительной своей части уже построена. В 1712-1733 гг. над ней вознесся Петропавловский собор - трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (высота колокольни со шпилем - 112 м). Этот собор стал самым масштабным из тех стилистически рубежных памятников петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу, преобразив в нем не только внешнее декоративное убранство (как это было в "московском" или "нарышкинском" барокко), но всю архитектонику, размеченную здесь декоративно-скупым, но мощным ритмом пилястр и волют. Собор стал одним из наиболее значимых творений Трезини, там были похоронены почти все императоры России. Трезини был не только архитектором Петропавловского собора - на протяжении почти тридцати лет он фактически руководил строительством новой российской столицы - Санкт-Петербурга. "Канцелярия городских дел", созданная для надзора над сооружением Петропавловской крепости, вскоре стала архитектурным штабом всей новой столицы. Здания и целые комплексы по проектам мастера возводились в ключевых точках Санкт-Петербурга. Из них сохранились: Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710-1714 гг.), Благовещенская церковь с Духовским корпусом в Александро-Невской лавре (1717-1722 гг.), здание Двенадцати коллегий на стрелке Васильевского острова (ныне университет; 1722-1734 гг.), последнее выделяется своей особой протяженностью (фронтальная ширина 383 м). Внеся в зодчество совершенно новые для России параметры высоты и длины, Трезини в то же время тонко дифференцировал стилистику, исходя из назначения здания. Если его церковные образы, более "южные" по духу, подчеркнуто величавы и масштабны, то образы светские (Летний дворец и Двенадцати коллегий), напротив, подчинены, прежде всего, принципу практического удобства и компактности, характерного для северного, голландского барокко. Постоянно работая по личным указаниям Петра I, зодчий внес также решающий вклад в регулярную планировку города на Неве в целом (в первую очередь на Васильевском острове) и составил "образцовые" (типовые) проекты жилых домов для размещения разных слоев населения. По проектам Трезини выполнены расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I (1726-1727 гг.), Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий, среди них Гостиный двор на Васильевском острове. Трезини приехал в Россию один, оставив свою первую жену. Вторично женился в 1708 г., а от третьего брака с Марией Карлоттой у него были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей и дочь Катарина. В 1726 г. он получил чин полковника фортификации. Согласно табелю о рангах, это давало право на титул "ваше высокоблагородие" и российское потомственное дворянство. Жил сначала в Греческой слободе (в районе набережной Мойки и Миллионной улицы), где был избран старостой. Затем в 1720-х гг. поселился в собственном доме на Васильевском острове, на современной Университетской набережной (д. № 21). Дом Трезини (1721-1726 гг.) функционировал как домашняя школа: из числа его помощников-"гезелей" вышел целый ряд видных зодчих, в том числе архитекторы Пьетро Трезини (1710-?), строивший в Александро-Невской лавре, и М. Земцов. С течением времени дом архитектора несколько раз перестраивался, а в 2005 г. провели его масштабную реконструкцию. С 2013 г. в здании располагается отель "Дворец Трезини". Каждый номер отеля - это эксклюзивный дизайн, антикварная мебель, мрамор и роскошь эпохи Петра I. Зодчий продолжал активную деятельность и после смерти Петра I. Правда, при императрице Анне Иоанновне, занявшей российский трон в 1730 г., его положение заметно ухудшилось. В моду вошло пышное барокко, и стиль, в котором работал архитектор, уже не был столь востребован. Возведением дворцов Трезини больше не занимался, на его долю осталось строительство казенных зданий. Умер в Санкт-Петербурге. Трезини, фактически, первый зодчий Санкт-Петербурга. Его работы во многом определили дальнейшее развитие города и предвосхитили образ императорской столицы. Строгий, практичный стиль его построек отвечал требованиям времени и вкусам Петра I, во многом сформировал петровское барокко. В Санкт-Петербурге Трезини установлен памятник (скульптор П. Игнатьев, 2014 г.) и в его честь названа площадь.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2021