АЛЬБЕРТИ, Леон. (Alberti, Leon Battista., 1404-1472)
БАЛЛА, Джакомо. (Balla, Giacomo., 1871-1958)
БЕРНИНИ, Джованни. (Bernini, Giovanni., 1598-1680)
БОЧЧОНИ, Умберто. (Boccioni, Umberto., 1882-1916)
ВЕРРОККЬО, Андреа. (Verrocchio, Andrea del., 1435-1488)
ГИБЕРТИ, Лоренцо. (Ghiberti, Lorenzo., 1381-1455)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДЖАМБОЛОНЬЯ. (Giambologna., 1529-1608)
ДОНАТЕЛЛО. (Donatello., 1386-1466)
КУНЕЛЛИС, Жаннис. (Kounellis, Jannis., 1936-2017)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (Leonardo da Vinci., 1452-1519)
МАНДЗОНИ, Пьеро. (Manzoni, Piero., 1933-1963)
МАНЦУ, Джакомо. (Manzu, Giacomo., 1908-1991)
МАРИНИ, Марино. (Marini, Marino., 1901-1980)
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. (Michelangelo Buonarroti., 1475-1564)
МОДИЛЬЯНИ, Амедео. (Modigliani, Amedeo., 1884-1920)
ПИЗАНО, Бонанно. (Pisano, Bonanno., 1150-1200)
ПИЗАНО, Никколо. (Pisano, Niccol., 1225-1284)
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. (Thorvaldsen, Bertel., 1770-1844)
ФОНТАНА, Лючио. (Fontana, Lucio., 1899-1968)
ЧЕЛЛИНИ, Бенвенуто. (Cellini, Benvenuto., 1500-1571)
|
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Портрет Монны Лизы (т. н. "Джоконда"). 1503 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Тайная вечеря. 460x880 см. 1498 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). 1478-1482 гг.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Дама с горностаем. 1485 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Витрувианский человек - золотое сечение в изображении человека. 1487 г.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
(Leonardo da Vinci., 1452-1519) великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467-1472 гг.). В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470 г., "Благовещение", ок. 1474 г., - т. н. Мадонна Бенуа, ок. 1478 г.) Леонардо да Винчи развивал традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой с целью передачи тонких душевных состояний. В "Поклонении волхвов" (148 -1482 гг., не закончена) превратил религиозный сюжет в средство раскрытия разнообразных человеческих эмоций. Фиксируя результаты многочисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, Леонардо да Винчи добивался остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности движения человеческого тела приводил в соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482 г.) Леонардо да Винчи выступал в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных праздников, свыше 10 лет работал над конным монументом Франческе Сфорца - отца Лодовико Моро (глин. модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500 г.). В это же время Леонардо да Винчи создал "Мадонну в скалах" (1483-1494 гг., 2-й вариант - ок. 1497-1511 гг.), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень (сфумато) играет роль духовно-связующего начала, подчёркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Сан-та-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (1495 - 1497 гг.; из-за особенностей применённой Леонардо да Винчи техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ в. реставрирована); её высокое этическое содержание выражено в математических закономерностях композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, гармонической уравновешенности форм. "Тайная вечеря" знаменует одну из вершин в развитии европейской живописи. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты "идеального" храма, оказавшие большое влияние на современную ему архитектуру. Последующие годы Леонардо да Винчи проводил в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-1502 гг., 1503-1506 гг., 1507; Мантуя и Венеция - 1500 г.; Милан - 1506 г.; 1507-1513 гг.; Рим - 1513-1516 гг.; Франция - 1517-1519 гг.). Во Флоренции он работал над росписью зала Большого совета в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-1506 гг., не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков батального жанра в искусстве нового времени. В исступлённой схватке конных воинов и пехотинцев Леонардо да Винчи стремился показать "зверское безумие" войны (по выражению самого Л. да В.). В портрете Монны Лизы (т. н. Джоконда; ок. 1503 г.) воплотил возвышенный идеал женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции портрета стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним произв. Леонардо да Винчи принадлежат проекты памятника маршалу Тривульцио (1508 - 1512 гг.), алтарные образы "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (ок. 1500-1507 гг.), завершающие поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонически совершенного пирамидального построения композиции, и "Иоанн Креститель" (ок. 1513-1517 гг.), свидетельствующий о нарастании в творчестве Леонардо да Винчи канонических тенденций; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (т. н. цикл с "Потопом", 1514-1516 гг.), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (ок. 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. "Трактат о живописи", составленный после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для Леонардо да Винчи искусство и наука были неразрывно связаны. Первое место среди искусств он отводил живописи, понимая её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Как учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил почти все области науки того времени, был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания. Страсть к моделированию приводила Леонардо да Винчи к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху (проекты прокатных станов, землеройных машин, подводной лодки, летательных аппаратов и др.). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В детализированных анатомических рисунках Леонардо да Винчи заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал символом эпохи, которая нуждалась в титанах. |