АЛЬБЕРТИ, Леон. (Alberti, Leon Battista., 1404-1472)
БАЛЛА, Джакомо. (Balla, Giacomo., 1871-1958)
БЕРНИНИ, Джованни. (Bernini, Giovanni., 1598-1680)
БОЧЧОНИ, Умберто. (Boccioni, Umberto., 1882-1916)
ВЕРРОККЬО, Андреа. (Verrocchio, Andrea del., 1435-1488)
ГИБЕРТИ, Лоренцо. (Ghiberti, Lorenzo., 1381-1455)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДЖАМБОЛОНЬЯ. (Giambologna., 1529-1608)
ДОНАТЕЛЛО. (Donatello., 1386-1466)
КУНЕЛЛИС, Жаннис. (Kounellis, Jannis., 1936-2017)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (Leonardo da Vinci., 1452-1519)
МАНДЗОНИ, Пьеро. (Manzoni, Piero., 1933-1963)
МАНЦУ, Джакомо. (Manzu, Giacomo., 1908-1991)
МАРИНИ, Марино. (Marini, Marino., 1901-1980)
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. (Michelangelo Buonarroti., 1475-1564)
МОДИЛЬЯНИ, Амедео. (Modigliani, Amedeo., 1884-1920)
ПИЗАНО, Бонанно. (Pisano, Bonanno., 1150-1200)
ПИЗАНО, Никколо. (Pisano, Niccol., 1225-1284)
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. (Thorvaldsen, Bertel., 1770-1844)
ФОНТАНА, Лючио. (Fontana, Lucio., 1899-1968)
ЧЕЛЛИНИ, Бенвенуто. (Cellini, Benvenuto., 1500-1571)
|
ГИБЕРТИ, Лоренцо
ГИБЕРТИ, Лоренцо. Восточные (т. н. "Райские") двери баптистерия во Флоренции. Позолоченная бронза. 1425-1452 Италия.
ГИБЕРТИ, Лоренцо.
(Ghiberti, Lorenzo., 1381-1455) крупнейший скульптор и ювелир эпохи Возрождения, живший во Флоренции, один из основоположников скульптуры Ренессанса, открывший новый этап в развитии итальянской скульптуры. Родился во Флоренции. Учился у своего отчима Бартолуччо Гиберти, золотых дел мастера, в юности занимался ювелирным искусством, живописью. Работал во Флоренции, а также в Сиене (1416-1417 гг.), Венеции (1424-1425 гг.) и Риме (до 1416 и около 1430 гг.). Его ранние работы - рельефы (главным образом евангельские сцены) северных, или вторых, дверей баптистерия (1404-1424 гг.) во Флоренции; статуя св. Иоанна Крестителя (1412-1415 гг.), Матфея (1419-1422 гг.) и Стефана (1425-1429 гг.) в церкви Орсанмикеле во Флоренции - все бронза, еще сохраняют средневековую орнаментальность и ювелирную тонкость трактовки форм; связь со средневековым искусством обнаруживается и в композициях рельефов, пространственная стесненность которых диктуется четырехлепестковыми обрамлениями. В северных дверях баптистерия - 28 небольших рельефов заключены в обрамления готической формы (квадрифолиями). На 20 из них показаны сцены из Нового Завета, на остальных - Евангелисты, Учителя церкви. Между полями рельефов проложены декоративные гирлянды, на пересечении которых в высоком рельефе даны головы: портреты учеников Гиберти, его близких, среди которых и его автопортрет. В зрелый период Гиберти испытал влияние Донателло и Ф. Брунеллески. В 1425-1452 гг., в период работы Гиберти над восточными, или третьими, дверями Флорентийского баптистерия, в его творчестве происходит поворот к принципам искусства Возрождения. В этом главном произведении Гиберти выделяются десять рельефов с изображением библейских сцен на фоне архитектуры и пейзажа, отмеченных поэтичностью и жизненностью образов, пластическим богатством в изображении окружающей среды и человеческих фигур. Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета. Десять больших квадратных рельефов из позолоченной бронзы ("Сотворение Адама и Евы", "Ной и Потоп"), в которых иногда объединяются несколько эпизодов. Гиберти достигает слияния фигур, пейзажа, архитектуры, создавая иллюзию глубины, пространства, в котором группы фигур свободно расположены среди пейзажа и архитектурных строений, образуя с ними единый ансамбль. Для усиления пространственного впечатления он повышает рельеф фигур переднего плана, постепенно смягчая их контуры по мере удаления в глубину. Тающие дали, воздушность, игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф). Более богатым становится декоративное обрамление: растения, зверьки, портреты участников работы, небольшие ниши с фигурами ветхозаветных персонажей. С легкой руки Микеланджело восточные двери Флорентийского баптистерия стали называть "Вратами рая". Гиберти принадлежат также рельефы на купели баптистерия в Сиене (бронза, 1417-1427 гг.). Ювелирные работы Гиберти не сохранились. Гиберти, один из самых образованных людей своего времени, он написал "Комментарии" (1447-1448 гг.) - первую известную нам автобиографию художника Возрождения, которая сопровождалась сведениями об истории искусств, теории пропорций, перспективы. Умер во Флоренции. В честь Гиберти назван кратер на Меркурии. |