АЛЬБЕРТИ, Леон. (Alberti, Leon Battista., 1404-1472)
БАЛЛА, Джакомо. (Balla, Giacomo., 1871-1958)
БЕРНИНИ, Джованни. (Bernini, Giovanni., 1598-1680)
БОЧЧОНИ, Умберто. (Boccioni, Umberto., 1882-1916)
ВЕРРОККЬО, Андреа. (Verrocchio, Andrea del., 1435-1488)
ГИБЕРТИ, Лоренцо. (Ghiberti, Lorenzo., 1381-1455)
ГУЧЧИ, Санти. (Gucci, Santi., 1530-1600)
ДЖАМБОЛОНЬЯ. (Giambologna., 1529-1608)
ДОНАТЕЛЛО. (Donatello., 1386-1466)
КУНЕЛЛИС, Жаннис. (Kounellis, Jannis., 1936-2017)
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (Leonardo da Vinci., 1452-1519)
МАНДЗОНИ, Пьеро. (Manzoni, Piero., 1933-1963)
МАНЦУ, Джакомо. (Manzu, Giacomo., 1908-1991)
МАРИНИ, Марино. (Marini, Marino., 1901-1980)
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти. (Michelangelo Buonarroti., 1475-1564)
МОДИЛЬЯНИ, Амедео. (Modigliani, Amedeo., 1884-1920)
ПИЗАНО, Бонанно. (Pisano, Bonanno., 1150-1200)
ПИЗАНО, Никколо. (Pisano, Niccol., 1225-1284)
ТОРВАЛЬДСЕН, Бертель. (Thorvaldsen, Bertel., 1770-1844)
ФОНТАНА, Лючио. (Fontana, Lucio., 1899-1968)
ЧЕЛЛИНИ, Бенвенуто. (Cellini, Benvenuto., 1500-1571)
|
БОЧЧОНИ, Умберто
БОЧЧОНИ, Умберто. Уникальные формы длительности в пространстве. Бронза. 1913 г.
БОЧЧОНИ, Умберто.
(Boccioni, Umberto., 1882-1916) итальянский живописец, скульптор и теоретик искусства, один из лидеров футуризма. Родился в Реджо-ди-Калабриа (на юге Италии) в семье чиновника. Учился искусству в Риме (живописи в "Scuola Libera del Nudo" при Академии изящных искусств, 1898-1902 гг.), в студии Дж. Баллы. Посетил Париж (1902 г.), Берлин и Петербург (1903-1904 гг.). Первоначально работал в духе итальянского веризма, затем живопись его обрела пуантилистский характер (увлекался дивизионизмом, особенно работами Ж. Сёра). Обосновавшись в Милане (1907 г.), молодой художник познакомился с Ф. Маринетти. Вдвоем они стали ведущими фигурами футуристического движения в стране. Боччони был одним из главных авторов "Технического манифеста футуристической живописи", опубликованного в 1910 г. В зрелых вещах мастера ключевые для этого направления понятия брутальной силы, скорости и энергии принимали вид тотальных катастроф, преобразующих старое общество в вихревой круговорот обломков и людских толп ("Город восстает", 1910 г.), либо претворялись в образы психологических потрясений, как бы позволяющих увидеть человека изнутри ("Состояния души. Те, кто ушли" 1911 г.). Динамику современной индустриальной эпохи выражал с помощью совмещения различных точек зрения, умножения контуров предметов и фигур, деформации их форм, тем самым передавая эффект движения ("Динамизм велосипедиста", 1913 г.); при этом колорит его картин выделялся своим жестким драматизмом. Усвоив опыт кубизма, активно работал и как скульптор, придавая процессу дробления и "раскручивания" форм реальную связь с окружающей средой. В 1912 г. выпустил Технический манифест футуристической скульптуры", наметив в качестве главной задачи новой пластики "продолжение предметов в пространстве". Фигура скачущей лошади в картине "Атака улан" (1915 г.) и др. работах Боччони ("Упругость", "Материя", обе 1912 г.) могла бы послужить иллюстрацией к следующему тезису одного из футуристических манифестов: "...предметы множатся, деформируются, преследуют друг друга, как торопливые вибрации в пространстве, ими пробегаемом. Вот таким образом у бегущих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и их движения треугольны". Стремился контрастно сочетать различные материалы ("Динамизм скаковой лошади", 1914-1915 гг.). К известнейшим его скульптурным вещам принадлежат "Развитие бутылки в пространстве" (бронза, 1912 г.) и "Уникальные формы длительности в пространстве (бронза, 1913 г.), - последняя фигура, которая стремительно шагает, "растворяясь" во встречном ветре, великолепно выражает дух "бури и натиска", свойственный раннему авангарду. Преувеличенная сила движения превращает фигуру в нагромождение странных, развевающихся форм, а металл делает ее похожей на мощную машину. Возможно автор хотел изобразить сильного телом и духом человека или "сверхчеловека", описанного в философских работах Ницше и идеализированного позже фашистами. Футуризм, сложившийся около 1910 г., провозгласил себя коренным обновлением всей духовной жизни Европы, ликвидацией старой музейной культуры во имя торжества современной техники и войны. В области изобразительного искусства футуристы требовали разрушения реального зрительного образа в динамическом восприятии мира, основанном на принципах быстроты и силы. Маринетти стал даже прославлять войну, называя ее "единственной гигиеной мира". Но когда в 1914 г. началась война, движение футуристов сходит на нет, поскольку оно было дискредитировано ужасами реальной войны. В своем изложении "доктрины" фашизма Муссолини ссылался на итальянских футуристов, считая их своими предшественниками. Призванный в армию в начале Первой мировой войны, Боччони получил смертельное увечье, упав с лошади, и умер в Вероне. |