| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ПИКАССО, Пабло.


БАРБА, Луис. (Barba, Lluis., 1952-)
БАРСЕЛО, Микель. (Barcelo, Miquel., 1957-)
ВЕЛАСКЕС, Диего. (Velasquez, Rodriguez de Silva., 1599-1660)
ГАУДИ, Антонио. (Gaudi, Antonio., 1852-1926)
ГОЙЯ, Франсиско. (Goya y Lucientes, Francisco Jose., 1746-1828)
ДАЛИ, Сальвадор. (Dali, Salvador., 1904-1989)
КОЛОНИЯ, Симон де. (Colonia, Simon de., 1450-1511)
МУРИЛЬО, Бартоломе. (Murillo, Bartolome Esteban., 1617-1682)
ПИКАССО, Пабло. (Picasso, Pablo., 1881-1973)
РИБЕРА, Хосе де. (Ribera, Jusepe de., 1591-1652)
СУРБАРАН, Франсиско де. (Zurbaran, Francisco de., 1598-1664)
ТАПИЕС, Антони. (Tapies, Antoni., 1923-)
ЧУРРИГЕРА, Хосе. (Churriguera, Jose Benito de., 1665-1725)
ЭЛЬ ГРЕКО, Доменико. (El Greco. Domenikos Theotokopoulos., 1541-1614)
ПИКАССО, Пабло
ПИКАССО, Пабло
ПИКАССО, Пабло. Герника. 1937 г.
ПИКАССО, Пабло. Герника. 1937 г.
ПИКАССО, Пабло. Авиньонские девицы. 1907 г.
ПИКАССО, Пабло. Авиньонские девицы. 1907 г.
ПИКАССО, Пабло. Девочка на шаре. 1905 г.
ПИКАССО, Пабло. Девочка на шаре. 1905 г.
ПИКАССО, Пабло. Женщины, бегущие по пляжу. 1922 г.
ПИКАССО, Пабло. Женщины, бегущие по пляжу. 1922 г.
ПИКАССО, Пабло. Портрет Амбруаза Воллара. 1910 г.
ПИКАССО, Пабло. Портрет Амбруаза Воллара. 1910 г.

ПИКАССО, Пабло.

(Picasso, Pablo., 1881-1973) французский художник и скульптор, испанец по происхождению. Лауреат Международной премии Мира (1950 г.) и Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1962 г.). Учился у своего отца Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894-1895 гг.), Барселоне (с 1895 г.) и Мадриде (1897-1898 гг). С 1904 г. почти постоянно жил в Париже. Первые значительные произведения Пикассо относятся уже к началу 1900-х гг. Картины "голубого периода" (1901-1904 гг.), написанные в сумрачной, почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов, и "розового периода" (1905-1906 гг.), в колорите которых преобладают розово-золотистые и розово-серые оттенки, посвящены теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг), романтической жизни странствующих комедиантов; они исполнены острого, подчас горького чувства утраченной или ускользающей, мимолётной гармонии человека с миром ("Старый нищий с мальчиком", 1903 г.; "Девочка на шаре", 1905 г.). Отличающиеся тонкостью цветового строя, пластичностью форм и в то же время остротой лаконичного рисунка, эти произведения Пикассо отмечены проникновенностью социально-психологической характеристики человека. В 1907 г. Пикассо порывает с реалистической традицией мировой живописи (впоследствии же он ещё не раз будет обращаться к реалистическим приёмам, классическим мотивам и темам, парадоксально сочетая их с самыми крайними экспериментами авангардизма). Обостренно, в большей мере интуитивно, нежели осознанно, ощущая кризис общества и его гуманитарной культуры, новые трагические условия существования, не видя в окружающем мире общественных сил, а в современном искусстве ценностей, способных противостоять пугающей действительности, Пикассо подвергает её в своём творчестве безжалостной вивисекции, произвольному искажению. Сознательная деформация натуры ("Авиньонские девушки", 1907 г.), а также односторонняя интерпретация системы Пикассо Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят Пикассо (вместе с Ж. Браком) к созданию кубизма. Разлагая предмет на составные геометрические элементы, оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объёмов, он отрицает реальный мир, существующий вне нас, и само изобразительное начало искусства, заменяя его "активностью" художника, чей субъективный произвол принимает форму геометрической игры отвлеченных элементов, разрушающих чувственно-наглядные образы вещей. Некоторые произведения Пикассо кубистического периода не лишены декоративного изящества и эмоционального звучания. ("Дама с веером", 1909 г.), а в ряде случаев сохраняет и остатки реальных образов (портрет А. Воллара, 1910 г.). С середины 1910-х гг., наряду с опытами в области фактуры ("Бутылка аперитива", коллаж, 1913, г.) и поисками чистой декоративности ("Три музыканта", 1921 г.), завершающими период кубизма, в творчестве Пикассо возникают неоклассические тенденции (так называемый неоэнгризм); это нашло отражение в таких работах, как "Три женщины у источника" (1921 г.), "Мать и дитя" (1922 г.), иллюстрации к "Метаморфозам" Овидия (офорт, 1931 г.), серия "Мастерская скульптора" (офорт, 1933-1934 гг.). Характерными для неоклассицизма Пикассо являются настроения сказочной идиллии, графическое изящество линий. Более реальным представлением о человеке проникнуты появляющиеся в его творчестве с конца 1910-х гг. образы современников, людей из народа (рисунки - "Рыбак", карандаш, 1918 г.; "Отдыхающие крестьяне", перо, 1919 г.). Резким контрастом по отношению к этим произведениям являются многие работы 1920-1930-х гг., с их безудержной трансформацией натуры ("Танец", 1925 г.), полемической эстетизацией "безобразного", "отталкивающего", порой эротического ("Женщина на пляже", 1930 г.), в которых Пикассо обнаруживает близость к сюрреализму. Со 2-й половины 1930-х гг. творчество Пикассо всё сильнее пронизывают отзвуки современных событий; его реакция на господствующий в мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей чаще всего получает метафорическую окраску, выражается языком мрачного гротеска, в утрированно искажённых, режущих глаз формах. С этого же времени во всей полноте начинает выявляться общественная позиция Пикассо Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936-1939 гг.). Его искусству этого периода ещё не чужды черты субъективизма, но не эти черты, а то, в какой мере удаётся преодолеть их, обусловливает создание им прогрессивных произведений широкой общественной значимости. Гневным протестом против фашистского террора является монументальное панно "Герника" (1937 г.), в котором экспрессия манеры Пикассо тех лет достигает своего высшего накала. Тема быков возникает в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934 гг, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр, исполненных в 1935 г ("Минотавромахия"). Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему "Герники", самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького басского городка и которое знаменует начало его политической деятельности. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил это прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность ("Рыбная ловля ночью на Антибах", 1939 г.), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов ("Майя и ее кукла", 1938 г.). И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Среди них - Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами ("Плачущая женщина", 1937 г.). Немецкая оккупация не могла, понятно, испугать Пикассо, который оставался в Париже с 1940 по 1944 гг. Она также нисколько не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры ("Человек с агнцем"), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи ("Натюрморт с бычьим черепом", 1942 г.). Картина "Бойня" (1944-1945 гг.) - последнее трагическое произведение Пикассо. В годы 2-й мировой войны 1939-1945 гг. Пикассо остаётся в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции и принимает участие в Движении Сопротивления. Передовые, гуманистические воззрения Пикассо проявляются в его послевоенных работах: рисунок "Голубь мира" (тушь, 1947 г.), ставший символом движения за мир; панно "Мир" и "Война" (1952 г.). Со 2-й половины 40-х гг. творчество Пикассо особенно многообразно. Он продолжает создавать станковые живописные произведения, возвращаясь в них к античным реминисценциям, в резко утрированной, пародийной форме интерпретируя картины старых мастеров (например, "Лас Менинас" Д. Веласкеса), продолжая свою полемику против реалистического искусства. Пикассо работает и как скульптор ("Человек с ягнёнком", бронза, 1944 г.), керамист (около 2000 изделий) и очень много как график, использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра, литография и др.) и изобразительных средств (тонкая, то гибкая, то резкая линия, мягкие монохромные или сочные контрастные пятна). В эти годы вновь проявляется характерная особенность творческого метода Пикассо - принцип серийности (цикл рисунков и литографий "Человеческая комедия", 1953-1954 гг., и др.). Новые, иногда загадочные образные метафоры находит Пикассо, продолжая обращаться к своим постоянным, излюбленным темам - цирку, бою быков, античной мифологии, мотивам художника и модели, спящего и созерцающего. Большое место в его наследии занимают женские портреты. Творчество Пикассо оказало и оказывает большое влияние на искусство ХХ в. во многих его областях. Художник прошёл сложный путь, в ответственные исторические моменты он - борец за прогрессивные идеалы. Пикассо умер на своей вилле Notre-Dame-de-Vie в 1973 г. Музей Пикассо был открыт в Барселоне, благодаря самому художнику, который в 1970 г. преподнес в дар городу свои работы. В 1985 г. музей Пикассо был открыт и в Париже (отель Сале); сюда вошли работы, переданные наследниками художника, - более 200 картин, 158 скульптур, коллажи и тысячи рисунков, эстампов и документов, а также личная коллекция Пикассо. Новые дары наследников (1990 г.) обогатили парижский музей Пикассо, Городской музей современного искусства в Париже и несколько провинциальных музеев (картины, рисунки, скульптуры, керамика, гравюры и литографии).

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024