| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

ВЕЛАСКЕС, Диего.


БАРБА, Луис. (Barba, Lluis., 1952-)
БАРСЕЛО, Микель. (Barcelo, Miquel., 1957-)
ВЕЛАСКЕС, Диего. (Velasquez, Rodriguez de Silva., 1599-1660)
ГАУДИ, Антонио. (Gaudi, Antonio., 1852-1926)
ГОЙЯ, Франсиско. (Goya y Lucientes, Francisco Jose., 1746-1828)
ДАЛИ, Сальвадор. (Dali, Salvador., 1904-1989)
КОЛОНИЯ, Симон де. (Colonia, Simon de., 1450-1511)
МУРИЛЬО, Бартоломе. (Murillo, Bartolome Esteban., 1617-1682)
ПИКАССО, Пабло. (Picasso, Pablo., 1881-1973)
РИБЕРА, Хосе де. (Ribera, Jusepe de., 1591-1652)
СУРБАРАН, Франсиско де. (Zurbaran, Francisco de., 1598-1664)
ТАПИЕС, Антони. (Tapies, Antoni., 1923-)
ЧУРРИГЕРА, Хосе. (Churriguera, Jose Benito de., 1665-1725)
ЭЛЬ ГРЕКО, Доменико. (El Greco. Domenikos Theotokopoulos., 1541-1614)
ВЕЛАСКЕС, Диего
ВЕЛАСКЕС, Диего
ВЕЛАСКЕС, Диего. Портрет Папы Иннокентия X. 1659-1660 гг.
ВЕЛАСКЕС, Диего. Портрет Папы Иннокентия X. 1659-1660 гг.
Менины (автопортрет с членами королевской семьи). 1656-1657 гг.
Менины (автопортрет с членами королевской семьи). 1656-1657 гг.
Венера перед зеркалом. 1647-1651 гг.
Венера перед зеркалом. 1647-1651 гг.
Сдача Бреды. 1635 г.
Сдача Бреды. 1635 г.
Пряхи или Миф об Аранхе. 1657 г.
Пряхи или Миф об Аранхе. 1657 г.
Портрет графа-герцога Оливареса. 1641 г.
Портрет графа-герцога Оливареса. 1641 г.

ВЕЛАСКЕС, Диего.

(Velasquez, Rodriguez de Silva., 1599-1660) испанский художник, крупнейший представитель испанского барокко. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16 гг.). В 1617 получил звание мастера. До 1623 работал в Севилье. Обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, создал галерею ярко характерных народных типов "бодегонес" (от испанского bodegon - харчевня) - сцены из народной жизни ("Завтрак", ок. 1617 - 1618 гг.). Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, интерес к точной передаче внеш. особенностей натуры, плотность письма сближают живопись Веласкес севильского периода с караваджизмом. В 1623 г. Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин (преимущественно итальянских художников, в т. ч. Тициана), встречи с П. П. Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 - начале 1629 гг., и поездка в Италию (конце 1629 - начале 1631 гг.) содействовали совершенствованию мастерства Веласкеса. В картинах "Вакх" ("Пьяницы"; до 1630 г.), "Кузница Вулкана" (1630 г.) мифологические образы Веласкес объединил с грубоватыми, земными образами людей (Вакх и фавн, пирующие в обществе бродяг), наделил их естественным поведением и реальными характерами ("Кузница Вулкана"). В картине "Сдача Бреды" (1634 г.), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, проявились гуманистические тенденции творчества Веласкеса (человечность, этика отношений победителей и побеждённых), присущая ему как историческому живописцу объективность. Сцена передачи ключей от г. Бреда - смысловой узел картины, утверждающей за побеждённым право на уважение, а за победителем - на великодушие. На формирование Веласкеса, как портретиста огромное влияние оказала жизнь при дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета. Парадные конные портреты королевских особ бесстрастны, холодны и великолепны сдержанно-подчёркнутой красотой одежд, коней, величием пейзажа (1-я половина 1630-х гг.). Портретируя придворных, друзей, учеников, Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, тщательно отбирал изобразит. средства. В портретах В. обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Нейтральный фон обладает глубиной и воздушностью благодаря соотношению валеров; тёмные тона одежд направляют внимание зрителя на ровно освещённые лица. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов ("Хуан Матеос", ок. 1632г.; "Герцог Оливарес", ок. 1638 г.; "Дама с веером", ок. 1648 г.; серия портретов инфант). Мудрая непредвзятость и человечность Веласкес воплотились в его портретах королевских карликов и шутов ("Эль Бобо из Корин", "Эль Примо" и др. - все 1631-1648 гг.). Тонко и точно разработана гамма красных и розовых тонов - эмоциональный ключ к пониманию жёстко-правдивого образа папы Иннокентия X (1650 г.), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию (конец 1648 - середина 1651 гг.). К тому же периоду относятся исполненное красоты и свежести полотно "Венера перед зеркалом" (1648-1649 гг.). 1650-е годы - время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна Австрийская, около 1649 г.; инфанта Мария Тереза, 1651 г.; инфанта Маргарита, 1653, 1659, 1656, 1660 гг.; инфант Филипп Просперо, 1659 г.). Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-1656 гг.). В последние годы жизни Веласкес написал самые знаменитые свои картины: "Лас Менинас" ("Фрейлины"; 1656 г.) и "Пряхи" (1657 г.). В "Лас Менинас", отличающихся смело развёрнутой композицией, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отражённой в зеркале в глубине зала) предстаёт как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесёнными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, тёмно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. В ином, более мажорном ключе написаны "Пряхи" (сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане); лейтмотив картины - красота и созидательная сила народа. В поздних произведениях Веласкес с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность её образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и строгую продуманность композиции, достигая ощущения, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество Веласкес - вершина испанской живописи XVII в. и одно из ярчайших явлений мирового искусства.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024