| На главную страницу | О проекте | Карта сайта | Как пользоваться | Контакт |

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ХУДОЖНИКИ, СКУЛЬПТОРЫ, АРХИТЕКТОРЫ, ФОТОГРАФЫ РАЗНЫХ СТРАН И ВЕКОВ

| Австралия <> | Австрия <> | Азербайджан <> | Албания <> | Аргентина <> | Армения <> | Афганистан <> | Бангладеш <> | Барбадос <> | Беларусь <> | Бельгия <> | Болгария <> | Боливия <> | Бразилия <> | Ватикан <> | Великобритания <> | Венгрия <> | Венесуэла <> | Вьетнам <> | Гаити <> | Гватемала <> | Германия <> | Греция <> | Грузия <> | Дания <> | Египет <> | Израиль <> | Индия <> | Индонезия <> | Ирак <> | Иран <> | Ирландия <> | Исландия <> | Испания <> | Италия <> | Казахстан <> | Кампучия <> | Канада <> | Киргызстан <> | Китай <> | Колумбия <> | Корея Северная <> | Корея Южная <> | Коста-Рика <> | Куба <> | Латвия <> | Ливан <> | Литва <> | Люксембург <> | Македония <> | Мальта <> | Мексика <> | Молдова <> | Монголия <> | Нигерия <> | Нидерланды <> | Никарагуа <> | Новая Зеландия <> | Норвегия <> | О.А.Э. <> | Пакистан <> | Палестина <> | Перу <> | Польша <> | Португалия <> | Россия <> | Румыния <> | Саудовская Аравия <> | Сенегал <> | Сербия <> | Сирия <> | Словакия <> | Словения <> | США <> | Таджикистан <> | Танзания <> | Туркменистан <> | Турция <> | Узбекистан <> | Украина <> | Уругвай <> | Филиппины <> | Финляндия <> | Франция <> | Хорватия <> | Черногория <> | Чехия <> | Чили <> | Швейцария <> | Швеция <> | Эстония <> | Эфиопия <> | ЮАР <> | Ямайка <> | Япония <> |

| художник | скульптор | архитектор | фотограф | все виды искусств |

СУРБАРАН, Франсиско де.


БАРБА, Луис. (Barba, Lluis., 1952-)
БАРСЕЛО, Микель. (Barcelo, Miquel., 1957-)
ВЕЛАСКЕС, Диего. (Velasquez, Rodriguez de Silva., 1599-1660)
ГАУДИ, Антонио. (Gaudi, Antonio., 1852-1926)
ГОЙЯ, Франсиско. (Goya y Lucientes, Francisco Jose., 1746-1828)
ДАЛИ, Сальвадор. (Dali, Salvador., 1904-1989)
КОЛОНИЯ, Симон де. (Colonia, Simon de., 1450-1511)
МУРИЛЬО, Бартоломе. (Murillo, Bartolome Esteban., 1617-1682)
ПИКАССО, Пабло. (Picasso, Pablo., 1881-1973)
РИБЕРА, Хосе де. (Ribera, Jusepe de., 1591-1652)
СУРБАРАН, Франсиско де. (Zurbaran, Francisco de., 1598-1664)
ТАПИЕС, Антони. (Tapies, Antoni., 1923-)
ЧУРРИГЕРА, Хосе. (Churriguera, Jose Benito de., 1665-1725)
ЭЛЬ ГРЕКО, Доменико. (El Greco. Domenikos Theotokopoulos., 1541-1614)
СУРБАРАН, Франсиско де
СУРБАРАН, Франсиско де
СУРБАРАН, Франсиско де. Св. Лаврентий. 1636 г.
СУРБАРАН, Франсиско де. Св. Лаврентий. 1636 г.
СУРБАРАН, Франсиско де. Христос на кресте. 1627 г.
СУРБАРАН, Франсиско де. Христос на кресте. 1627 г.
СУРБАРАН, Франсиско де. Чудо св. Гуго Гренобльского в трапезной монастыря. 1630-1635 гг.
СУРБАРАН, Франсиско де. Чудо св. Гуго Гренобльского в трапезной монастыря. 1630-1635 гг.
СУРБАРАН, Франсиско де. Отрочество Богоматери. 1658-1660 гг.
СУРБАРАН, Франсиско де. Отрочество Богоматери. 1658-1660 гг.
СУРБАРАН, Франсиско де. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633 г.
СУРБАРАН, Франсиско де. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633 г.

СУРБАРАН, Франсиско де.

(Zurbaran, Francisco de., 1598-1664) известный испанский живописец, представитель севильской школы. Родился в Фуэнте-де-Кантос, Бадахос, Испания, в семье небогатого торговца. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614 г.) и, возможно, у Ф. Пачеко. Жил и работал в Льеренье (Бадахос, 1617-1628 гг.), с 1628 г. - в Севилье, где получил звание главного живописца города. В 1634 г. Сурбаран работал в Мадриде для дворца Буэн-Ретиро и изучал королевские собрания живописи; вернувшись в Севилью, продолжал исполнять крупные заказы для монастырей Испании и испанских колоний в Латинской Америке. В 1658 г. был приглашён к королевскому двору, заказы для которого выполнял в течение последнего десятилетия своей жизни. Испытал сильное влияние Д. Веласкеса и Х. Риберы. В поздние годы в его стиле произошли изменения в сторону мягкой барочной манеры Э. Мурильо. Особенно характерны для Сурбарана были композиции на темы из житий святых, трактованные как сцены монастырского быта ("Молитва св. Бонавентуры при выборе папы Григория Х", 1629 г.). Ранние произведения отмечены влиянием караваджизма (работы в капелле св. Петра в соборе в Севилье, 1625 г.; вследствие чего был прозван "испанским Караваджо"). В период творческого расцвета и славы (1630-1640-е гг.) художник создавал простые по пространственному решению композиции, в которых святые представлены в рост, в светлых одеждах на тёмном фоне, в неподвижных позах, что сообщало их изображениям оттенок незыблемого величия. В 1631 г. Сурбаран создаёт одно из лучших своих творений - картину "Апофеоз св. Фомы Аквинского", которая была признана шедевром ещё современниками живописца. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени. Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов. В образах своих современников, запечатлённых в портретах ("Портрет доктора Саламанкского университета", 1635 г.; "Портрет монаха Педро Мачадо", 1633 г.), и в святых персонажах Сурбаран воплотил национальный испанский идеал благородства, истинной, непоказной веры, внутреннего горения духа под маской суровой сдержанности. В картине "Св. Лаврентий" (1636 г.) лишь жаровня в руках святого напоминает о страшной кончине великомученика, изжаренного на раскалённой решётке. Фигура св. Лаврентия торжественно возвышается на фоне неба. Очень низкая линия горизонта, благодаря чему зритель благоговейно смотрит на величественную фигуру снизу вверх, как на памятник незыблемой вере. Широкие, жёсткие складки малиновых, затканных золотом одежд заключают тело святого словно в драгоценный футляр. В 1650-х гг. в его произведениях появились черты лирической созерцательности и эмоциональности взволнованности, а порой и экстатизма ("Отрочество Марии", 1660 г.; "Распятие", начало 1660-х гг.). Сурбаран писал также мифологические сцены (цикл "Подвиги Геракла", 1634), а также исполненные сурового благородства и величия натюрморты ("Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой", "Натюрморт с четырьмя сосудами"; оба - 1633 г.). Предметы простой кухонной утвари (кувшины, чашки, тарелки) торжественно возвышаются на постаменте-столе, подобно монументальным памятникам. Произведения: "Христос-мальчик" (1620 г.), "Погребение св. Бонавентуры" (1629 г.), "Богородица" (1630 г.), "Видение Алонсо Родригеса" (1630 г.), "Мастерская в Назарете" (1630-е гг.), "Св. Маргарита" (1631 г.), "Св. Андрей" (1632 г.), "Оборона Кадиса" (1634 г.), "Св. Аполлония" (1636 г.), "Поклонение пастухов" (1639 г.), "Св. Касильда" (1640-1645 гг.), "Св. Франциск Ассизский" (1645 г.), "Мадонна с младенцем" (1658 г.), "Детство Девы Марии" (1660 г.) и др. Художник не смог приспособиться к изменениям живописной моды, которую диктовал Б. Мурильо. Не в силах восстановить свою некогда высокую репутацию, Сурбаран умер в нищете, в Мадриде. Памятник живописцу установлен в Севилье.

ARTinvestment.RU: новости искусства
© Агафонов Н. 2002-2024