БАРБА, Луис. (Barba, Lluis., 1952-)
БАРСЕЛО, Микель. (Barcelo, Miquel., 1957-)
ВЕЛАСКЕС, Диего. (Velasquez, Rodriguez de Silva., 1599-1660)
ГАУДИ, Антонио. (Gaudi, Antonio., 1852-1926)
ГОЙЯ, Франсиско. (Goya y Lucientes, Francisco Jose., 1746-1828)
ДАЛИ, Сальвадор. (Dali, Salvador., 1904-1989)
КОЛОНИЯ, Симон де. (Colonia, Simon de., 1450-1511)
МУРИЛЬО, Бартоломе. (Murillo, Bartolome Esteban., 1617-1682)
ПИКАССО, Пабло. (Picasso, Pablo., 1881-1973)
РИБЕРА, Хосе де. (Ribera, Jusepe de., 1591-1652)
СУРБАРАН, Франсиско де. (Zurbaran, Francisco de., 1598-1664)
ТАПИЕС, Антони. (Tapies, Antoni., 1923-2012)
ЧУРРИГЕРА, Хосе. (Churriguera, Jose Benito de., 1665-1725)
ЭЛЬ ГРЕКО, Доменико. (El Greco. Domenikos Theotokopoulos., 1541-1614)
|
МУРИЛЬО, Бартоломе
МУРИЛЬО, Бартоломе. Мальчик с собакой. 1655-1660 гг.
МУРИЛЬО, Бартоломе. Едоки дыни и винограда. 1650 г.
МУРИЛЬО, Бартоломе. Непорочное зачатие. 1645-1655 гг.
МУРИЛЬО, Бартоломе. Мадонна с младенцем. 1650 г.
МУРИЛЬО, Бартоломе. Святой Исидор Севильский. 1654 г.
МУРИЛЬО, Бартоломе.
(Murillo, Bartolome Esteban., 1617-1682) знаменитый испанский живописец эпохи барокко, глава севильской школы. Родился в Севилье, Испания, в семье цирюльника. Учился у Хуана де Кастильо (1590-1657). Работал в Севилье. Последний из больших мастеров "золотого века" испанского искусства, мастер религиозных и жанровых картин. Около 1640 г. совершил поездку в Мадрид, где копировал произведения Тициана, П. Рубенса, А. Ван Дейка, Х. Риберы. Работал, в основном, по заказам церкви и монашеских орденов. В 1645 г. Мурильо вступил в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, которая родила ему пятерых детей. В 1660 г. принял участие в создании Академии художеств в Севилье и стал её первым президентом. После смерти жены (1664 г.) оставил пост президента и, вступив в религиозное Братство милосердия, поселился со своими детьми в доме при госпитале де ла Каридад. Ранние работы отмечены влиянием караваджизма. Прославился циклом из 11 картин, выполненным для францисканского монастыря в Севилье ("Св. Диего де Алькала раздает милостыню бедным", "Кончина св. Клары", "Чума", "Св. Диего, превращающий хлеб в розы"; все - 1642-1646 гг.). Одно из лучших полотен серии - "Чудо св. Диего", или т. н. "Кухня ангелов". В сложной многофигурной композиции совмещены элементы многих жанров: религиозного, бытового, натюрмортного. В 1665 г. Мурильо создал для севильской церкви Санта-Мария ла Бланка четыре картины с полукруглым завершением ("Торжествующая Церковь", "Непорочное зачатие", "Основание базилики Санта-Мария Маджоре в Риме" и "Сон римского сенатора"). Для зала капитула Севильского собора художник написал одно из самых замечательных своих произведений "Пресвятая Дева на облаках с восемью взирающими на неё святыми" (1668 г.). Эти работы отличает тёплый золотистый колорит, светоносность чистых красок. 1670-е гг. – период расцвета творчества Мурильо. В 1674 г. он создал восемь больших картин на темы христианского милосердия для церкви госпиталя де ла Каридад ("Моисей источает воду из скалы"; "Умножение хлебов и рыбы", "Св. Хуан де Диос, переносящий больных", "Св. Елизавета Венгерская, моющая прокажённых" и др.). Славу Мурильо также принесли многочисленные изображения Мадонны, воплощавшие распространенный в Андалусии идеал женской красоты ("Мадонна с младенцем", 1650-1655 гг.; "Мадонна с салфеткой", 1665 г.; "Мадонна-цыганка", 1675 г.). Особой теплотой и проникновенностью отличаются изображения детей-бедняков ("Едоки дыни и винограда", 1650 г.; "Мальчик с собакой", 1655-1660 гг.; "Продавщица фруктов", 1670-1675 гг.), Младенца Христа ("Св. семейство с птичкой", 1650 г.). Кроткой доверчивостью проникнуты юные Мадонны Мурильо ("Вознесение Марии", 1670-е гг., и др.). Произведений художника насчитывается свыше 450. Содержание их в основном религиозное. Мурильо занимался также пейзажной живописью. Произведения: "Мальчик-нищий" (1645-1655 гг.), "Бегство в Египет" (1647-1650 гг.), "Девушка из Галисии с монетой" (1650 г.), "Поклонение пастухов" (1650 г.), "Церемониймейстер собора Андрес де Андраде" (1650-1660 гг.), "Рождество Богородицы" (1655 г.), "Видение св. Антония Падуанского" (1656 г.), "Девочка с фруктами" (1655-1660 гг.), "Каноник Юстин де Неве" (1665 г.), "Отдых на пути в Египет" (1665-1670 гг.), "Освобождение апостола Петра из темницы" (1667 г.), "Автопортрет" (1670 г.), "Девушки у окна" (1670 г.), "Св. Семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем" (1670 г.). "Еврей" (1670 г.), "Фламандский купец Николас де Омазур" (1672 г.), "Смеющийся мальчик у окна" (1675 г.), "Св. Фома Вильнуэва, раздающий милостыню" (1678 г.) и др. В 1682 г. художник работал над большой алтарной картиной "Обручение св. Екатерины" для капуцинского монастыря в Кадисе. По неосторожности упал с подмостков и умер от полученных травм (в Севилье). Картина была дописана его учеником, Осорио. Слава, сопутствовавшая Мурильо при жизни, возросла после его смерти. Мастера особенно ценили в XVIII в. во Франции и Англии. В странах Европы в XIX в. Мурильо был самым известным среди живописцев Испании. Затем в XX в. наступил длительный период решительного критического пересмотра его искусства. 300-летний юбилей со дня смерти Мурильо в 1982 г. способствовал возрождению интереса к его творчеству. |