БАРБА, Луис. (Barba, Lluis., 1952-)
БАРСЕЛО, Микель. (Barcelo, Miquel., 1957-)
ВЕЛАСКЕС, Диего. (Velasquez, Rodriguez de Silva., 1599-1660)
ГАУДИ, Антонио. (Gaudi, Antonio., 1852-1926)
ГОЙЯ, Франсиско. (Goya y Lucientes, Francisco Jose., 1746-1828)
ДАЛИ, Сальвадор. (Dali, Salvador., 1904-1989)
КОЛОНИЯ, Симон де. (Colonia, Simon de., 1450-1511)
МУРИЛЬО, Бартоломе. (Murillo, Bartolome Esteban., 1617-1682)
ПИКАССО, Пабло. (Picasso, Pablo., 1881-1973)
РИБЕРА, Хосе де. (Ribera, Jusepe de., 1591-1652)
СУРБАРАН, Франсиско де. (Zurbaran, Francisco de., 1598-1664)
ТАПИЕС, Антони. (Tapies, Antoni., 1923-)
ЧУРРИГЕРА, Хосе. (Churriguera, Jose Benito de., 1665-1725)
ЭЛЬ ГРЕКО, Доменико. (El Greco. Domenikos Theotokopoulos., 1541-1614)
|
РИБЕРА, Хосе де
РИБЕРА, Хосе де. Св. Инесса и ангел, укрывающий ее покрывалом. 1641 г.
РИБЕРА, Хосе де. Хромоножка. 1642 г.
РИБЕРА, Хосе де. Отрицание св. Петра. 1615 г.
РИБЕРА, Хосе де. Пьета. 1633 г.
РИБЕРА, Хосе де.
(Ribera, Jusepe de., 1591-1652) известный испанский живописец и гравёр. Один из первых представителей реалистической школы Валенсии. Родился в Хативе, Валенсия, Испания. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. В 1613 г. уехал в Италию, в 1615 г. жил в Риме при церкви Санта-Мария дель Пополо. В 1616-1618 гг. работал в Неаполе, где стал придворным живописцем испанских вице-королей. Примкнул к караваджизму. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. В ранних произведениях Риберы (в том числе в офортах, 1620-е гг.) преобладают резкие контрасты света и тени; для его творчества 1620-1630-х гг. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованных как народные типы. С середины 1630-х гг. Рибера, сохраняя суровый реализм образного строя, всё чаще переходит к более уравновешенным решениям; светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками в полных возвышенной человечности евангельских и библейских композициях, проникновенно-лирических женских образах, мифологических и жанровых картинах. Одним из лучших произведений художника считается картина "Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом" (1641 г.). Основу наиболее выдающихся творений Риберы составляет глубина человеческого переживания. По преданию, юная христианка Инесса должна была быть выставлена обнажённой перед толпой за отказ поклоняться языческим богам. Но произошло чудо: внезапно выросшие волосы скрыли её наготу, а сошедший с небес ангел накинул на неё покрывало. У Риберы образ Инессы, её тонкая фигура подростка, исполненное прелести лицо с большими сияющими глазами, волнистые пряди волос, кисти рук, прозрачно-розовые от пронизывающего света - воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Считается, что этот образ написан с дочери художника. Рибера часто изображал людей из народа. В картине "Хромоножка" (1642 г.) живописец сочетает элементы парадного портрета и жанра. Подросток-нищий с безобразной внешностью, облаченный в бедную одежду, исполнен независимости и даже дерзкой насмешливости. Его причудливый силуэт высится над просторами пейзажа, неуклюжая фигура, данная мощной живописной массой, четко читается на фоне неба благодаря низкой линии горизонта. Напоенный воздухом и полуденным золотистым светом пейзаж помогает художнику передать реалистический замысел. В конце жизни Рибера возвращается к "тёмной" караваджистской манере и пишет в основном отшельников, добровольно покинувших мир. Произведения: "Св. Себастьян и св. Ирина" (1628 г.), "Демокрит" (1630 г.), "Архимед" (1630 г.), "Прометей" (1630 г.), "Непорочное зачатие", 1635 г.), "Троица" (1635-1637 гг.), "Диоген" (1637 г.), "Поклонение пастухов" (1638 г.), "Мученичество святого Филиппа" (1639 г.), "Отшельник св. Павел" (1640-е гг.), "Видение св. Бруно" (1643 г.), "Обручение св. Екатерины" (1648 г.), "Св. Павел Пустынник" (1651 г.), "Св. Мария Египетская" (1651 г.), "Св. Иероним" (1652 г.) и др. Умер живописец в Неаполе, Италия. Творчество Риберы ощутимо повлияло как на неаполитанских мастеров, так и на испанских караваджистов. Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария). |