АГЕСАНДР с Родоса. (Agesandr., )
ДЕ КИРИКО, Джорджо. (De Chirico, Giorgio., 1888-1978)
ЕВФРОНИЙ. (Euphronios., )
ИКТИН. (Iktinos., )
КАЛЛИКРАТ. (Kallikrates., )
КЛИТИЙ. (Kliteios., )
КРИТИЙ. (Kritios., )
КУНЕЛЛИС, Жаннис. (Kounellis, Jannis., 1936-2017)
ЛЕОХАР. (Leochares., )
ЛИСИПП. (Lysippus., )
МИРОН. (Myron., )
ПОЛИКЛЕТ. (Polykleitos., )
ПРАКСИТЕЛЬ. (Praxiteles., )
СКОПАС. (Skopas., )
ТАССОС, Алевизос. (Tassos, Alevizos., 1914-1985)
ФЕОФАН ГРЕК. (Theophanes Greek., 1340-1405)
ФИДИЙ. (Pheidias., )
ЭКСЕКИЙ. (Exekias., )
ЭЛЬ ГРЕКО, Доменико. (El Greco. Domenikos Theotokopoulos., 1541-1614)
|
ЭЛЬ ГРЕКО, Доменико
ЭЛЬ ГРЕКО, Доменико. Погребение графа Оргаса. Церковь Св. Фомы, Толедо. Испания. 1586 г.
ЭЛЬ ГРЕКО, Доменико.
(El Greco. Domenikos Theotokopoulos., 1541-1614) великий испанский живописец. Родился на о. Крит, по происхождению грек. Первоначально учился, по-видимому, на о. Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 г. работал в Риме. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана, Я. Бассано, Тинторетто). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 г. (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо). В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом; резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине ("Мученичество св. Маврикия", 1580-1582 гг.; "Погребение графа Оргаса", 1586-1588 гг.; "Святое Семейство", ок. 1590-1595 гг.). Но ведущее значение в этих произведений получает колорит, основанный на обилии неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью ("Инквизитор Ниньо де Гевара"). Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко ("Снятие пятой печати", "Лаокоон", оба 1610-1614 гг.), где фигуры напоминают языки пламени, мятущиеся в пепельно-сером, взвихренном пространстве. Глубоким трагизмом овеян "Вид Толедо" (1610-1614 гг.). Эль Греко отличался независимым нравом, гордостью и собственным оригинальным стилем. Картины он всегда подписывал своим греческим именем. Умер Эль Греко в Толедо. Проникнутое острым субъективизмом и вместе с тем напряжённым вниманием к возвышенно-драматическим порывам человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX вв. было забыто и заново открыто лишь в начале XX в. |